Эксперты опасаются роста цен после пересмотра тарифов на эквайринг

МОСКВА, 23 ноя — . Российские банки почти ничего не зарабатывают на обслуживании расчетов картами в магазинах – эквайринге, уверены опрошенные РИА Новости эксперты. При этом последние несколько лет себестоимость этого бизнеса постоянно растет, поэтому в следующем году некоторые банки могут повысить тарифы на эквайринг, что приведет к росту цен на некоторые товары и услуги, предполагают они.

"Ряд банков уже начал пересмотр тарифов на эквайринг в сторону увеличения, в следующем году это продолжится. Свое влияние оказывает валютный курс. В менее маржинальных сегментах это может косвенно повысить цену. Вот почему некоторые предприятия сейчас стараются не принимать карты, а переходят на наличные. Особенно чувствительные "низкомаржинальные" сферы: шиномонтаж, мелкие автосервисы, салоны красоты", — заявил директор по развитию платежных решений компании "Эвотор" Заур Бесолов.

Видео дня

Эквайрингом в России, по последним данным ЦБ РФ, занимается 332 банка, но львиная доля этого бизнеса приходится на . По всей стране установлено более 1,5 миллионов его торговых терминалов, а сам банк обслуживает более 1 миллиарда платежей по картам ежемесячно, сообщили РИА Новости в банке. Неплохие позиции на рынке также у , , , и . Об этом в своем отчете заявила аналитическая компания The Nilson Report.

Дорого и невыгодно

Банковский тариф в этой сфере включает в себя несколько составляющих. Первая и самая большая — это комиссия, которую банк, обслуживающий платежи по картам, платит в пользу банка, выпустившего карту: так называемый interchange rate fee (IRF). Ее величина зависит от класса карты. Самую низкую комиссию банк-эквайер платит по картам Maestro: от 1,5% до 1,75% по платиновым картам до 1,9-2,1% по золотым и "черным", пояснили в "Эвоторе".

Дальше идут сборы платежных систем с банков-участников и маржа банков, размер которой тоже может колебаться. Итоговая комиссия зависит от многих факторов и на практике всегда рассчитывается индивидуально для каждого клиента. В среднем по России для розничных магазинов она составляет 2,2%-2,4% от оборота торговой точки, для интернет-магазинов — от 3% до 4%, а тариф за мобильный эквайринг колеблется в пределах от 2,5% до 3%, рассказала заместитель директора банка "Восточный" .

Нередко встречаются льготные тарифы в зависимости от вида бизнеса: для авиакомпаний, для оплаты услуг ЖКХ, для турагентств, для страховых компаний. Размер комиссии зачастую определяется объемом проводимых операций: чем больше объем, тем ниже тариф – это работает как "скидка за опт", пояснила управляющий директор системы по приему платежей Platron .

При этом тарифы эквайринга в России намного выше, чем за рубежом, где размер комиссий регулируется государством. Три года назад Европа установила предельные межбанковские комиссии на уровне 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт, рассказал директор Высшей школы финтехнологий . До этого их размер доходил до 1,8%, а их доля в общей комиссии за эквайринг составляла в среднем 70%.

Но хотя российские тарифы кажутся большими, этот бизнес почти не приносит банкам дохода, а для некоторых даже убыточен, заявил управляющий директор . Тем не менее, эквайринг выступает в роли своеобразного магнита для бизнеса: он помогает привлечь клиента на расчетно-кассовое обслуживание и на кредитование, которое является самым "маржинальным" продуктом в банке.

Причины роста

Повышать тарифы на эквайринг некоторые российские банки начали уже в этом году, а в следующем году этот процесс может продолжиться. Основная причина – уверенный рост курса доллара, считает менеджер компании "Атол" .

Платежные операции по картам, выпущенным отечественными банками, проводят международные платежные системы, прежде всего и Mastercard. Снижение курса рубля негативно сказывается на их доходах с межбанковских транзакций по картам. Чтобы компенсировать падение выручки, они повышают комиссию за операцию, а российские банки в ответ вынуждены увеличивать собственные тарифы, чтобы хоть как-то выровнять свои показатели, пояснил эксперт.

Еще одна причина, по которой могут вырасти тарифы, весьма неожиданна: в России растет число премиальных платежных карт. Межбанковская комиссия по таким картам всегда выше, чем по обычным.

Кроме того, бизнес требует постоянной технологической подпитки, напомнил зампред правления "Веста банка" . Терминалы, которые предоставляются клиентам, устаревают, их необходимо менять. Ставка аренды терминала может составлять 1-1,5 тысячи рублей, стоимость покупки — 15-25 тысяч. При этом банки нередко закупают торговое оборудование у зарубежных поставщиков, поэтому падение национальной валюты опять-таки может заставить их повысить тарифы.

Увеличение тарифа затронет, прежде всего, новых клиентов банков, поскольку у существующих уже есть установленное ранее оборудование, отметил в связи с этим вице-президент .

Незаметное повышение

В случае роста тарифов магазины будут перекладывать расходы на покупателей, и в первую очередь это скажется на товарах массового потребления, продажа которых не приносит много дохода, считает председатель правления НП "Национальный платежный совет" .

В то же время эксперты поспешили утешить потребителей: рост будет незначительным — на десятые доли процента, а кто-то из продавцов справится и без повышения цен.

Большинство покупателей могут вообще ничего не заметить: повышение тарифов на эквайринг увеличит стоимость товаров и услуг в основном в небольших магазинах, считает менеджер продукта банка "Точка" Игорь Манин. Он объяснил, что большинство банков устанавливает тариф в зависимости от оборота и снижает тарифы для крупных торговых сетей.

К тому же крупнейшие банки пока не планируют повышать комиссии за эквайринг. ВТБ не делал этого в текущем году, а насчет следующего — анализирует картину и примет решение позднее исходя из рыночной ситуации, сообщил вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ .

У Сбербанка средняя ставка в этом году даже несколько снизилась, и в банке не видят предпосылок для ее увеличения в следующем году, но допускают частичный рост ставок из-за изменения некоторых правил взимания комиссий со стороны международных платежных систем. Это рутинная работа, связанная с контролем за рентабельностью сделок с клиентами, которая проводилась в 2018 году и будет проводиться в 2019 году, пояснил представитель банка.

Промсвязьбанк собирается изменить подход к сегментации клиентов и тарифную политику, однако массового повышения тарифов не планирует, сообщил, в свою очередь, начальник управления эквайринга этой кредитной организации Никита Хомутов. Кроме того, он предположил, что при незначительном увеличении рыночных тарифов продавцы вряд ли станут перекладывать комиссию на клиентов. А Игорь Манин из "Точки" сказал, что банк предоставляет услугу по фиксированной ставке, менять которую не планируется. В этом году ставку банк также не повышал.