ЦБ назвал долю жалоб на заключение договоров с МФО по чужим паспортам

Банк России за одиннадцать месяцев 2018 года получил более 1 тысячи жалоб, связанных с оспариванием факта заключения договора с микрофинансовыми организациями (МФО), примерно 90% из них связаны с использованием чужих паспортов, сообщили RNS в пресс-службе ЦБ. «За 11 месяцев 2018 года в Банк России поступило более 1 тысячи жалоб, связанных с оспариванием факта заключения договора с МФО (мошенничеством). В основном (примерно 90%) это жалобы, связанные с использованием чужих паспортов», - говорится в сообщении. Заключение договоров займа без личного присутствия сторон является фактором высокого риска, требующим усиленных мер контроля и надлежащей проверки потенциального заемщика, отметили в Банке России. Ранее Банк России рекомендовал микрофинансовым организациям осуществлять дополнительный контроль при оформлении онлайн-займов для выявления и пресечения возможных мошеннических действий со стороны третьих лиц. Согласно информационному письму регулятора, МФО следует запрашивать у клиентов сканированную копию паспорта, которая должна быть заверена нотариусом или подписью заемщика, проверять действительность паспортных данных потенциального заемщика с использованием информационных сервисов, соотносить фамилию и имя потенциального заемщика с указанными на банковской карте и применять метод серии быстрых контрольных вопросов, непосредственно связанных с личными данными потенциального заемщика. Кроме того, потенциальный заемщик должен направлять личную фотографию или видео на фоне паспорта, а МФО - проверять данные, предоставленные потенциальным заемщиком, на их соответствие информации, содержащейся в его кредитной истории. По мнению генерального директора финтех-группы TWINO (владеет МФО «Е заем» и «Монеза») Светланы Гайдуковой, «уже сейчас можно говорить о том, что крупнейшие сервисы альтернативного кредитования выполняют все указанные в письме ЦБ РФ предписания, даже больше». «Компании запрашивают как копии паспортов, так и селфи клиентов с паспортом. Мошенники не могут получить заём, если данные паспорта и данные банковских карт, куда планируется перевод денег, отличаются. Компании также делают запросы во все БКИ, чтобы оценить уровень кредитной нагрузки (показатель PTI)», - добавила Гайдукова. По данным TWINO, по итогам 2018 количество заявок, которые были отклонены по причинам потенциального мошенничества, составляло около 4% от общего объёма поданных заявок на получение займов, это на 0,8 п.п. меньше, чем годом ранее. По мнению директора по правовым и корпоративным вопросам группы компаний Eqvanta ( "Быстроденьги", "Быстрокарта", "Турбозайм" и Scortech) Александры Новицкой, инициатива ЦБ усложнит взаимодействие клиентов с МФО, скорее всего, это коснется только новых заемщиков, так как такая проверка при оформлении займов, личность заемщика по которым уже была установлена ранее и отсутствуют сомнения относительно нее, нецелесообразна. «Мы в скором времени запускаем именно такую проверку в онлайн-сервисе "Турбозайм": по заверенной копии паспорта и селфи клиента с паспортом. Это стало ответом на выявленные атаки мошеннических групп на сайты онлайн МФО в 2018 году. Конечно, реализация такого функционала требует значительных ресурсов, величина которых зависит от сложности программного обеспечения компании. Хранение фото и видео материалов также требует затрат на закупку соответствующего оборудования», - отметила Новицкая. Она также пояснила, что соотнесение имени и фамилии, указанной на банковской карте, с данными анкеты клиента проблематично в реализации, так как у МФО нет доступа к данным карты клиента. «Это можно получить, только если клиент будет присылать фото своей карты. А это еще одна фотография», - заключила она. По данным Eqvanta, серия коротких вопросов также трудно реализуема в онлайн-оформлении займа, поскольку взаимодействия с оператором не происходит. Компания пользуется такими вопросами при оформлении займов по телефону при звонке в контактный центр. Отмечается, что такой способ можно признать целесообразным как дополнительный в тех случаях, когда по полученным от клиента данным возникли сомнения относительно личности обратившегося.