В России выросло число пользователей интернет-банкинга
Более половины (55,2%) взрослого населения России в 2018 году пользовались дистанционным доступом к банковским счетам, тогда как в 2017 году эта доля составляла 45,1%, следует из результатов замера индикаторов финансовой доступности, проведенного ЦБ. Как отмечает пресс-служба регулятора, из числа тех респондентов, кто не использует дистанционное обслуживание постоянно, 42,8% заявили о готовности начать регулярно пользоваться дистанционным доступом к финансовым услугам при наличии такой возможности. С 35,9% в 2017 году до 54,7% в 2018 году увеличилась доля населения, имеющего возможность мгновенно (в течение 15 минут) совершить перевод денежных средств при помощи мобильного телефона или с использованием спутниковой связи. Кроме того, до 55,6% (+8,2 п.п.) увеличилась доля безналичных платежей, в том числе с использованием платежных карт, за товары (работы, услуги) в совокупном объеме розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению. В то же время ЦБ отметил сокращение количества подразделений действующих кредитных организаций — с 35494 в 2017 году до 31752 в 2018 году. В ЦБ добавили, что тенденция к сокращению традиционных форматов банковских подразделений соответствует общемировой практике и связана в основном с развитием современных дистанционных способов обслуживания клиентов. «Данная практика в полной мере оправдывает себя в городах и крупных населенных пунктах. Однако в сельской местности, на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях с недостаточно развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой такой подход не обеспечивает необходимый уровень доступности финансовых услуг, в связи с чем в 2018 году отдельные крупные кредитные организации, сокращая свое присутствие в российских городах, не закрывали подразделения в сельских населенных пунктах», — добавили в ЦБ. В пресс-службе Банка России отметили, что по состоянию на 31 декабря 2018 года в России насчитывалось более 27 тыс. удаленных точек обслуживания с работниками кредитных организаций и более 196 тыс. удаленных точек с их агентами (без учета касс банковских платежных агентов). Банк России также отметил рост с 65% до 73,2% доли взрослого населения, которое считает, что при оформлении кредита или займа за последний год им была предоставлена полная и достаточная информация о продукте. С 2017 по 2018 год с 26,8% до 28,1% увеличилась доля тех, у кого есть активные кредиты или займы в кредитных или некредитных финансовых организациях, а просроченная задолженность физлиц перед кредитными организациями снизилась на 10,5% — до 760 млрд рублей.