Сервис, который нам не нужен: как отвязаться от навязанных услуг банков и сотовых операторов

Специалисты Банка России проверили кредитные организации. Под видом клиентов они решили воспользоваться услугами нескольких банков. Итог: примерно треть российских финансовых организаций допускают нарушения при выдаче займов. В некоторых случаях кредиторы отказывались предоставить ссуду без оформления страховки или не сообщали клиенту о дополнительных платных услугах. Как с этим бороться, выясняли корреспонденты «МИР 24». Получить кредит в банке практически невозможно, не купив страховку жизни или здоровья. На языке юристов это называется «навязанная услуга». Требовать оформить полис – вполне законно, если, например, страхуется имущество (автомобиль или квартира), которое находится в залоге. А вот страхование ответственности заемщика, его здоровья и работоспособности – дело исключительно добровольное. «Потребитель должен ссылаться на свои права. Если ему не удается договориться – оформить письменную жалобу прямо в отделении банка и получить отметку о ее приеме. Также можно зафиксировать жалобу, позвонив на горячую линию. Далее он должен отправить копию этой жалобы в Центробанк», – разъяснила юрист Светлана Петропольская. Банк не может навязывать вам страховку. Но он может сделать размер ставки по кредиту зависимым от ее наличия. Можно взять ссуду на условиях банка, а потом в течение двух недель, в так называемый «период охлаждения», отказаться от страховки. Но тогда кредитор будет вправе повысить вашу ставку или расторгнуть договор и требовать возврата денег. Чтобы этого не случилось, вы можете застраховаться в любой другой страховой на более выгодных условиях и в течение 30-ти дней предоставить банку новый полис. Навязывать вам услуги какой-то конкретной компании банк не может. «Если вы получаете полис в другой страховой компании и приносите его в банк, где получаете кредит, то банк может отказать при одном условии – если страховая не соответствует требованиям законодательства и не аккредитована», – сообщил юрист Иван Сафроненко. Навязыванием дополнительных услуг грешат и сами страховщики. Например, вам могут сообщить, что для оформления полиса ОСАГО необходимо застраховать здоровье и жизнь. Аргументы могут быть разными: что это пакет услуг, что таковы правила и т.п. Это нарушение «Закона о защите прав потребителя». Можно смело писать жалобу в Роспотребнадзор, Центробанк или прокуратуру. А расторгнуть навязанные страховые договоры или принудить компанию выдать полис ОСАГО без дополнительной нагрузки можно через суд. Но для этого вам потребуются доказательства. «Закон говорит, что запрещено предоставлять одни услуги и ставить в зависимость от этого предоставление других услуг. Что касается полиса ОСАГО, в первую очередь нужно потребовать письменный отказ в предоставлении полиса без дополнительной страховки», – пояснил Иван Сафроненко. Наверное, самый распространенный вид навязанных услуг – подключение платных подписок и рассылок сотовыми операторами. В большинстве случаев такие услуги подключаются бесплатно, якобы «по акции», а потом внезапно становятся платными. Оповещать об этом клиентов операторы чаще всего забывают. «У нас мобильный оператор имеет право менять условия тарифов, достаточно вывесить на сайт за десять дней до изменений новые условия. Я просто слежу за тем, чтобы не получилось так, что по моему тарифу по новым условиям по умолчанию считаются включенными такие-то услуги, которые становятся платными при определенных условиях», – рассказала финансовый консультант, генеральный директор консалтинговой компании Наталья Смирнова. Эксперты рекомендуют заходить в личный кабинет на сайте оператора не реже чем раз в месяц и проверять, за что с вас списывались деньги и какие услуги были подключены. Если платные подписки или рассылки появились без вашего участия – обращайтесь в службу поддержки оператора. А если он отказывается вернуть деньги – в Роспотребнадзор или суд.