Туристы – экономят, туроператоры – экспериментируют

Стали ли россияне тратить меньше денег на путешествия? Этому вопросу было посвящено недавнее обсуждение в профессиональной группе «Трэвел Президиум». Поводом послужило обилие спецпредложений от туроператоров. Две трети участников опроса посчитали, что в ноябре спрос на туры оказался хуже, чем годом ранее. И связывают это с падением доходов клиентов. «Многие действительно жалуются на снижение уровня жизни», – пишут пессимисты. «80 % компаний в России подняли зарплаты сотрудникам», – парируют оптимисты, оказавшиеся в меньшинстве. Как на самом деле? Зарплаты растут, но бюджеты худеют Обе точки зрения можно подкрепить фактами. Например, данные о росте зарплат приводили «Известия» со ссылкой на исследование Ernst & Young. Согласно аналитическому отчету фонд оплаты труда в российских компаниях в период с мая 2018-го по апрель 2019 года увеличился в среднем на 6,4 %. В то же время, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) снижаются уже пять лет подряд. В первом квартале 2019 года спад продолжился ускоренными темпами (на 2,5 %). Это значит, что расходная часть в семейных бюджетах росла быстрее доходной. Летом ситуация стала исправляться. И к осени сменилась ростом на 3 %. Тем не менее в правительстве не торопятся радоваться. По словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, квартальные показатели всегда волатильны, поэтому прогноз министерства по реальным доходам населения в среднем по году скромный – ожидается рост на уровне 0,1 %. Неудивительно, что в такой ситуации потребители предпочитают экономить: урезают необязательные статьи расходов, к которым относится и отдых. Директор БММТ «Спутник» Александр Иосифян предложил свое объяснение плохой активности туристов в ноябре: если в прежние годы в межсезонье активно ездили представители малого и среднего бизнеса, свободные в выборе дат отпуска, то сейчас, в связи с паданием доходов, многие предприниматели уже не могут позволить себе путешествия. А госслужащие, которым в октябре зарплату повысил Владимир Путин, предпочитают выезжать на отдых летом. Ямайка вместо Египта Возникает вопрос, будут ли туроператоры сокращать предложения? Ведь изобилие чартерных рейсов в экзотические страны выглядит уж очень оптимистично. В октябре некоторые полетные программы уже были оптимизированы. В частности, TUI поменял свои планы на Шри-Ланку. А «Пегас» сократил продолжительность цепочки вылетов на Ямайку. Однако предложений отдохнуть недорого в жарких странах по-прежнему очень много. В ноябре тур из Москвы на Кубу можно приобрести за 36 тысяч рублей, на Занзибар – за 29 тысяч, в Гоа – за 16 тысяч рублей. А ведь есть еще Таиланд, Вьетнам, Доминикана, та же Ямайка. Сами туроператоры считают ситуацию на рынке обычной для ноября. Так, по словам гендиректора «Пегаса» Анны Подгорной, спрос и предложение сейчас находятся в рамках сезонных тенденций. Не хватает только туров в Египет – ранее самого востребованного турпродукта осенью. В отсутствие прямых рейсов на курорты Красного моря туроператоры экспериментируют, стараются чем-то восполнить брешь в ассортименте и нащупать новые ниши. Отсюда и большое количество рейсов в теплые страны и, как следствие, спецпредложения. По словам Анны Подгорной, предлагая необычный продукт, туроператоры рассчитывают на расширение интереса к ним в дальнейшем. С точки зрения туристов, отмечает гендиректор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко, разнообразие чартерных программ – это хорошо, но для рынка излишний демпинг по ценам – негативное явление. Эксперт предположил, что если произойдет существенное падение спроса, то туроператоры по ряду направлений всё же могут пойти на сокращение своих зимних программ.

Туристы – экономят, туроператоры – экспериментируют
© HotLine.travel