Битва за лояльность: максимально выгодные предновогодние траты

Перед новогодними праздниками банки озаботились спецпредложениями по кешбэку. Клиентам так полюбилось возвращать часть своих трат, что такие акции проводят не только кредитные организации. Например, платежная система «Мир» проводит новую акцию в рамках собственной программы. Кешбэк-бум: накопить и заработать На рынке банковских карт сейчас настоящий бум кешбэка. В линейке практически любого банка, работающего с розницей, есть карта с кешбэком, и зачастую не одна. «Эта тенденция наблюдается в течение последних пяти лет, — говорит начальник управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Дмитрий Бочеров. — Связано это с тем, что размер кешбэка стал одним из ключевых параметров, который важен для клиента при выборе карты после бренда банка, удобства дистанционных каналов и бесплатности обслуживания. Прочие параметры, скорее, качественные, а кешбэк — количественный параметр, который сразу позволяет оценить выгоду клиента и привлечь внимание». С этим мнением согласны и в Сбербанке. Как отмечают в пресс-службе кредитной организации, программы лояльности в карточных продуктах, в том числе и с кешбэк-механикой, стали неким гигиеническом фактором на рынке. «Клиенту все сложнее воспринимать преимущества каждого продукта, поэтому требуется более агрессивный маркетинг или очевидные выгоды для отстройки от конкурентов», — указывают в Сбербанке. В банке «Русский Стандарт» поделились своей статистикой: среди разных программ лояльности у клиентов наибольшей популярностью пользуются именно карты с кешбэком. «Несколько лет назад весьма востребованной была модель «экономить здесь и сейчас» — клиенты пользовались скидками и бонусами непосредственно при покупке, — объясняют в пресс-службе. — Сейчас же в приоритете модель «накопить и заработать» — население по достоинству оценило все преимущества использования карт с кешбэком». По данным платежной системы «Мир», каждый пятый активный держатель национальной платежной карты отмечает важность наличия по ней различных выгодных акций и возможность получать кешбэк за покупки. Причем чем старше держатель карты, тем более важную роль играют для него эти карточные опции. Например, для трети жителей России в возрасте от 45 до 65 лет при выборе новой банковской карты важно, чтобы по ней действовал ежемесячно начисляемый кешбэк на выбранные категории товаров. Напротив, возможность накапливать мили наименее популярна у россиян. Абсолютно все банки, опрошенные порталом Банки.ру, рассказали, что у них есть программы с кешбэком и они планируют их развивать и модернизировать. Например, практически везде есть кешбэк-акции и спецпредложения к Новому году. Будут такие у Сбербанка, «Открытия», Райффайзенбанка, МТС Банка, ОТП Банка, «Русского Стандарта» и многих других. Выжать максимум Не только банки увлечены кешбэком: на этот рынок выходят и такие игроки, как платежные системы. Например, система «Мир» до конца года проводит кампанию «Кешбэк кешбэков» для держателей национальных платежных карт, которая продлится до конца года. В рамках акции каждый россиянин, у которого есть карта «Мир», сможет получать кешбэк в размере 10% в специализированных магазинах, относящихся к одной из трех категорий: бытовая техника и электроника, косметика и парфюмерия, товары для детей. Минимальный оборот по карте должен составлять 10 тыс. рублей в месяц, максимальный лимит начисления кешбэка — 1 тыс. рублей на одну карту в месяц. Если у человека несколько карт «Мир», то кешбэк в размере 10% будет начисляться на каждую карту, по которой были выполнены условия акции. Акция будет идти вплоть до Нового года, для участия в ней необходимо зарегистрировать свою карту на сайте программы лояльности «Мира» — privetmir.ru. «Особенность нового предложения платежной системы «Мир» состоит в том, что «Кешбэк кешбэков» суммируется не только с бонусами от банков, скидками магазинов, но и с другими действующими предложениями платежной системы «Мир», благодаря чему держатели национальных платежных карт смогут получить максимум выгоды», — подчеркивает коммерческий директор платежной системы «Мир» Максим Лазырин. Посчитать, сколько можно заработать, поможет калькулятор на сайте cashback.privetmir.ru. Предположим, за месяц держатель потратил 10 тыс. рублей, из которых 3 тыс. — на флакон любимого парфюма, 3 тыс. — на новый стайлер для волос, еще 2 тыс. — на игрушечную радиоуправляемую машинку в подарок племяннику, также 2 тыс. рублей у него ушло на другие текущие расходы. «Кешбэк кешбэков» в таком случае составит 800 рублей. Новый стайлер для волос был куплен с дополнительным кешбэком 20% на официальном сайте Panasonic — партнера программы лояльности «Мир», а игрушечная машинка — в супермаркете «Дочки-сыночки» с кешбэком 7%. А это еще плюс 740 рублей. При этом допустим, что банк также дает кешбэк по своей карте — 5% от общей суммы трат за месяц. Получается, при общих тратах на сумму 10 тыс. рублей держатель карты сэкономит еще 500 рублей. В итоге общая сумма возвращенных с помощью кешбэка денег может составить 2 040 рублей в месяц. А это уже 20% от потраченных покупателем денег. К этим «плюшкам» добавляются и другие возможности от программы лояльности «Мира». На сегодняшний день у «Мира» более 200 магазинов-партнеров в 25 регионах страны. Максимальный кешбэк у ряда партнеров может достигать 20%. Например, в декабре аптеки «36,6» и «Горздрав» дают 5% и 3% за любую покупку, а в гипермаркетах «Ашан» — 3% за покупки от 2 000 рублей. Все эти выгоды складываются в одну «копилку» с «Кешбэком кешбэков», «плюшками» от банков и предложениями, которые делают своим покупателям магазины напрямую. При этом система «Мир» начисляет свой кешбэк «живыми» деньгами, а не баллами или бонусами. Банки оценивают акцию «Кешбэк кешбэков» положительно. «Мы недавно присоединились к программе и оцениваем ее прежде всего как дополнительную возможность для клиентов получить возврат за покупки и повысить лояльность к трансакциям по картам «Мир», — говорит управляющий Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка Елена Веревочкина. Начальник управления по развитию розничных банковских продуктов банка «Ренессанс Кредит» Светлана Сурина указывает, что их банк только недавно начал выпускать карты «Мир», но в кредитной организации полагают, что при наличии такого пула интересных акций их востребованность среди клиентов банка будет высокой. «Мир», действительно, предлагает интересные акции, что в сочетании со стандартной программой лояльности банка делает совместные предложения максимально выгодными, — добавляет руководитель дирекции развития розничного и электронного бизнеса МКБ Алексей Охорзин. — Доля держателей карт этой платежной системы постоянно растет, что говорит о соответствующем интересе держателей». Начальник департамента розничных продуктов и маркетинга банка «Зенит» Залина Сланова подчеркивает, что система «Мир» достаточно молода и активно конкурирует за долю на российском трансакционном рынке и клиентскую аудиторию, в том числе и за счет инструментов лояльности. «Расчет простой: клиенты, которые чаще будут использовать карту «Мир» во время различных акций и предложений, с высокой долей вероятности продолжат ею пользоваться и дальше», — указывает она. «Приз или деньги?» Кешбэк бывает разный: «живыми» деньгами (когда клиенту на счет возвращаются именно деньги), бонусной валютой (которую можно обменять на «живые» деньги), баллами (которые можно обменивать сразу на скидки в магазинах). В большинстве опрошенных банков отмечают, что наиболее предпочтительны для клиента именно «живые» деньги. «Вариант денежного кешбэка гораздо более популярен у россиян, так как реагируют клиенты все-таки чаще на возврат наличными, которые они в любой момент могут снять и потратить», — говорит Елена Веревочкина из Росгосстрах Банка. С ней согласен и руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка Максим Стёпочкин, он отмечает, что, согласно прямым исследованиям и опросам, клиенты признают более привлекательными продукты с прямым кешбэком деньгами. «Любой человек предпочитает совершать покупки с выгодой, этим и вызван интерес держателей карт к получению кешбэка. По сути кешбэк — та же самая скидка, просто она дается не в момент покупки, а немного позже, — считает Максим Лазырин. — При этом денежный кешбэк обычно более актуален для держателей банковских карт, так как механика его начисления и конвертации проще: вы получаете часть суммы покупки деньгами на свой счет и дальше можете тратить их по своему усмотрению, где угодно». Однако во многих банках полагают, что все зависит от потребностей клиента. «Конечно, денежный кешбэк универсален и понятен для всех: оплатил покупку, часть средств от потраченной суммы вернулась на счет. Выгода от использования карты очевидна, — говорит Светлана Сурина из «Ренессанс Кредита». — Однако есть потребители, которым нравятся бонусные программы: копишь баллы за покупки, а затем конвертируешь их в скидки или тот же самый кешбэк в зависимости от условий программы. Свои поклонники есть у мильных программ — просто совершая ежедневные покупки, клиент зарабатывает себе на авиабилеты». «Каждому свое: кому-то нравится играть «вдолгую», например, в случае с тревел-картами и копить на путешествие, кому-то нравится ловить спецпредложения с бонусами от программ лояльности, а кто-то прагматично выбирает кеш», — рассуждает руководитель бизнеса банковских карт банка «Санкт-Петербург» Сергей Мишанин. Однако банкиры подчеркивают, что универсальный денежный кешбэк обходится банкам наиболее дорого. «Как правило, бонусные программы выгоднее для банков, так как позволяют за счет инструментов лояльности удерживать внимание своих клиентов на длительный период, — считает Залина Сланова из «Зенита». — Например, клиент за счет ежедневного использования карты одного банка может накопить достаточное число бонусов и получить денежное вознаграждение, которое по сумме выгоднее, чем прямой кешбэк». По мнению руководителя проекта департамента платежных технологий и карточного бизнеса МТС Банка Дарьи Удод, наиболее выгодным кешбэком для банков является партнерский, так как он полностью или частично фондируется партнерами банка по программе. «Партнеры выплачивают банку вознаграждение за то, что банк привлек клиентов к совершению покупок», — добавляет она. Директор по развитию сберегательных, расчетных и комиссионных продуктов ОТП Банка Павел Нуждов напоминает, что бонусные баллы могут сгорать, их можно ограничивать для использования, конвертировать в рубли по курсу банка. За счет этого кредитные организации могут экономить. «При этом в рекламе кешбэк баллами может быть более привлекательным, чем кешбэк рублями», — отмечает он.