Банк не может отказать в открытии счета только потому, что клиент выглядит бедно

Житель Санкт-Петербурга обслуживался в Балтийском банке, который в 2019 году присоединили к Альфа-банку, на сайте которого было размещено объявление с предложением открыть счет на тех же условиях, что и в Балтийском банке. На официальном сайте гражданин ознакомился с возможными тарифами и записал выбранный вариант для себя. Он обратился в отделение Альфа-банка, где сообщил, что хотел бы открыть счет с определенным тарифным планом. Сотрудник банка поинтересовалась у клиента о целях открытия счета, на что он пояснил, что они такие же как были и в старом банке. Мужчина подумал, что у нового кредитного учреждения есть все сведения. Однако банк отказал ему со ссылкой на Закон о противодействии отмыванию преступных доходов и положение ЦБ ПФ от 2 марта 2012 г. N 375-П, указав причины: клиент предлагал уже указанный каким-то лицом тарифный план, не мог пояснить какой тариф ему нужен; в анкете мужчина не указал постоянное место работы, но выбрал тарифы повышенной комфортности; житель Санкт-Петербурга «имел признаки низкого социального статуса». Мужчина возмутился и обратился в суд, однако первая и вторая инстанция отказали истцу, так как посчитали отказ Банка обоснованным. Дело дошло до Верховного суда. Судьи ВС РФ признали, что в положении ЦБ РФ N 375-П действительно есть такие основания для отказа. Однако банк указал в качестве причин невозможность пояснить, какой клиенту нужен тариф и осознанный предварительный выбор тарифа повышенной комфортности исключают друг друга. Кроме того, сотрудница Банка пояснила в суде, что сделала вывод о низком социальном статусе клиента только на основании своих представлений. Поэтому высшая инстанция отправила дело на пересмотр. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 78-КГ19-59 Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"