Войти в почту

Курс Мишустина - Медведева: Брать с бедных и не трогать богатых

Правительство Михаила Мишустина продолжает «радовать» россиян все новыми фискальными экспериментами. Не успели граждане отойти от предложения чиновников ужесточить контроль над их личными расходами, как Белый дом сделал новый «реверанс». Подчиненные Мишустина обсуждают возможность повысить НДС. Это могло бы стать своеобразной «компенсацией» при одновременном сокращении обязательных социальных взносов в три государственных внебюджетных фонда — пенсионный, медицинского и социального страхования. На сегодняшний день работодатель обязан отчислять 30% от размера фонда оплаты труда в три госфонда: 22% идет на пенсионные взносы, 5,1% на обязательное медицинское страхование, а 2,9% – на обязательное социальное страхование. О том, каковы будут новые стандарты отчислений, пока ничего неизвестно. Непонятно и то, каким конкретно образом государство будет компенсировать недопоступление средств в госфонды (вероятнее всего, именно через очередное повышение НДС). В любом случае, как сомневаются опрошенные «Свободной прессой» эксперты, новая система вряд ли будет работать без других решительных шагов в сфере оплаты труда. Нужно не только снижать отчисления с зарплат, но и повышать МРОТ – При снижении любой налоговой нагрузки в нашей стране всегда есть подводные камни. Один из вариантов, который скорее всего и будет реализован – повышение какого-то другого налога, – рассуждает президент Ассоциации социальных предпринимателей России Роман Алехин. – Хотя, есть вариант, что действительно такое решение является компромиссом введения дифференцированной ставки НДФЛ, то есть, понизив взносы для всех, отменят льготные взносы с высоких зарплат. Поможет ли это обелить зарплату? Не уверен, что очень значительно. Но если параллельно повысить МРОТ, то эффект будет выше, что, скорее всего, и будет сделано. Надо создавать условия для легализации занятости – Конечно, власти не пойдут только на сокращение страховых взносов, это будет компенсировано повышением других бюджетных статей, – говорит руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. – Так, могут быть отменены пониженные ставки для больших зарплат или льготы для отдельных категорий лиц или предприятий. Такие меры могут быть предприняты для вывода рынка труда из тени, так как бюджет очень много теряет из-за неофициальных зарплат. Насколько эта мера окажется действенной, сказать сложно, но в любом случае только сокращения страховых взносов будет мало. Нужно создание таких условий, при которых легальное оформление работников будет выгодно организациям. Нужно повышать налоги не с граждан и ИП, а с крупного бизнеса – Снижение планки социальных отчислений должно было бы в теории дать бизнесу сигнал о создании более комфортных условий для работы и развития. Но это только «на бумаге», потому что на практике налоговая нагрузка на бизнес вряд ли снизится существенным образом, – высказывает скепсис старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. – Может быть, власти предпочитают двигаться к прогрессу малыми шагами: сегодня сократили одно, завтра – другое. Но по факту мало что изменится, поскольку сокращения роли и значимости государства в экономике не ожидается. Кроме того, вернуться к обсуждению идеи еще не значит снизить саму нагрузку, и это тоже очень важно. Иными словами, пока дойдет до дел, многое может поменяться. «СП»: – А каков экономический эффект от сокращения отчислений в социальные фонды? – Снижение страховых взносов обойдется государству приблизительно в 1,5 трлн рублей. Казалось бы, это существенная сумма. Но у фискальных властей всегда в действии принцип: если где-то убыло, то где-то и прибыло. Не совсем пока понятно, какие прогнозы выстраивает новое правительство по обелению заработной платы. Ведущие СМИ периодически озвучивают цифру в 13 трлн рублей – это та сумма, которую россияне получают ежегодно в конверте. Если в обелении зарплаты будет заметен прогресс, хотя бы на 10%-15% ежегодно, то это станет хорошим подспорьем для восполнения недополученных средств в форме отчисления налогов и взносов. «СП»: – То есть логика государства такова: переложить фискальное бремя с бизнеса на частных лиц? – Более 20 лет в России власть не трогала людей, не обременяя их новыми налогами и сборами. Пока у нас нет ярко выраженного среднего класса, это правильный подход. Что касается малого бизнеса, то быть предпринимателем в России – это уже колоссальный подвиг и не каждый предприниматель из сектора малого и среднего бизнеса готов делиться с государством. По сути, частный бизнес балансирует на грани выживания. Для своеобразной «подстраховки» у государства всегда есть ТЭК – налоговая нагрузка на отрасль может возрасти, и это не станет неожиданным сюрпризом. Да и акцизы на бензин, сигареты и другие потребительские товары могут внезапно подрасти. Так что легче и правильнее, на мой взгляд, для государства получить недостающие средства с крупного бизнеса – тем более, что он представлен государственными корпорациями. Новости экономики: Путин заявил о росте ВВП

Курс Мишустина - Медведева: Брать с бедных и не трогать богатых
© Свободная пресса