Внесудебное банкротство граждан нарушает Конституцию: эксперты раскритиковали предложенный законопроект
В конце прошлой недели Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который легализует процедуру внесудебного банкротства. Депутаты преподносят новацию, как спасение для граждан, однако эксперты портала ДОЛГ.РФ уверены, что проект – это покушение на конституционные права арбитражных управляющих и попытка заклеймить россиян. Суть проекта В настоящий момент объявить себя банкротом могут граждане, чей долг превышает 500 тыс. руб. и у кого в запасе есть еще около сотни тыс. для прохождения процедуры. Пласт тех, кто задолжал от 50 до 500 тыс. руб., долгое время оставался без регулирования. Если проект пройдет все стадии согласования, вступить в процедуру банкротства сможет практически любое лицо, которое не может расплатиться по долгам свыше 50 тыс. руб. Процедура признания несостоятельности будет проходить без привлечения суда — только на основании решения арбитражного управляющего. Причем для банкрота она будет быстротечной и бесплатной, управляющему не нужно будет платить. Планируется, что новация начнет действовать с октября 2020 года. Кто может вступить во внесудебную процедуру банкротства Потенциальный банкрот должен подготовить и подать в СРО, которое является членом национального объединения СРО, соответствующее заявление, после чего арбитражный управляющий проверяет может ли данное лицо вступить в желаемую процедуру. Для того, чтобы иметь право участвовать во внесудебном банкротстве, человек должен быть официально признан безработным, при этом доход на каждого члена семьи не должен превышать прожиточного минимума. Семья должна находиться в таком положении не менее трех месяцев до момента подачи заявления. Кроме того, у претендента должно отсутствовать в собственности любое имущество за исключением того, на которое невозможно наложить взыскание, а сумма накоплений не должна превышать 50 тыс. руб. на протяжении последних трёх месяцев. Также гражданин не должен иметь судимости либо она должна быть погашена. Внесудебная процедура может применяться только к тем, кто не проходил банкротных процедур за последние пять лет. Что это даст С момента начала процедуры: с гражданина временно снимается обязанность по удовлетворению требований кредиторов и уплате обязательных платежей (с исключениями); приостанавливается начисление штрафов и пени, иных финансовых санкций; вводится мораторий на имущественные взыскания по исполнительным документам, однако это не касается алиментов или платежей, что назначены вследствие причинения вреда жизни или здоровью; Гражданин в стадии внесудебного банкротства не сможет получить новые кредиты, займы или выступить поручителем. Процедура длится год, после чего банкрот освобождается от обязанности по удовлетворению требований кредиторов. В чем заключаются обязанности арбитражного управляющего В течении 10 дней с момента получения СРО заявления гражданина изучить документы и проверить соблюдены ли требования законодательства о банкротстве. В течение 1 дня после принятия решения о соблюдении требований закона и старте процедуры либо об отказе в ее проведении сообщить заявителю заказным письмом с уведомлением. В случае положительного решения управляющий также обязан опубликовать сообщение в ЕФРСБ, уведомить банки, суды, приставов и иные уполномоченные органы. В процессе проведения процедуры управляющий также обязан направлять заказные письма-запросы с уведомлениями во все регистрирующие органы с целью розыска имущества должника. В течение 1 дня управляющий обязан включать существенно значимые сведения в ЕФРСБ, например, о появлении нового имущества у гражданина в процессе прохождения процедуры. В день завершения процедуры запись об этом управляющий также обязан внести в реестр. Все это управляющий делает бесплатно для должника. Вознаграждение управляющему выплачивается за счет средств Фонда поддержки внесудебного банкротства граждан. Расходы также будут возмещаться за счет Фонда. Кто будет проводить банкротные процедуры за копейки? Эксперты предполагают, что может возникнуть ситуация, когда СРО намеренно не будут вступать в национальное объединение лишь бы уйти от принудительно-добровольного ведения банкротных процедур за копейки. Кроме того, законодатели установили чересчур жёсткие сроки для обязательств управляющих. Это может повлечь за собой массовые жалобы и дисквалификации. Предполагаемое «вознаграждение» арбитражных управляющих далеко не равнозначно усилиям и затратам на проведение процедуры. При этом финансировать Фонд для его выплаты будут сами управляющие. Преподаватель МФЮА Дмитрий Гладышев также отметил, что новый законопроект призван помочь малоимущим гражданам, однако насколько эти граждане реально являются малоимущими, большой вопрос. Для вступления в процедуру внесудебного банкротства гражданин должен иметь доход, который не превышает прожиточного минимума на каждого члена семьи. Прожиточный минимум для взрослого москвича - 18 тыс. руб., для ребенка - 10 000 руб. Выходит, что москвич из среднестатистической семьи может иметь доход в 46 000 рублей, который не может быть обращен в конкурсную массу. При это, имея долг в 50 тыс. руб. он сможет легко его списать, зарабатывая аналогичную сумму за месяц. Полстраны теперь можно будет «заклеймить» По словам Алексея Кравцова, заведующего кафедрой юридического факультета РГАИС, председателя Арбитражного третейского суда г. Москвы, единственное, что раньше не позволяло государству наложить на половину населения страны «клеймо банкрота» — это дороговизна процедуры. Теперь этот барьер будет снят. «Теперь за 10-20 тыс. руб. можно любого гражданина-должника признать банкротом, со всеми вытекающими для него последствиями: продажа имущества с молотка, запрет занятия бизнесом, запрет на получение кредитов и т.п. Выкарабкаться из такой ямы потом будет проблематично — клеймо на всю жизнь», — уверен Кравцов. Он также отметил, что арбитражным управляющим нововведения не нравятся, так как после вступления их в силу банкротства будут сопровождаться «за копейки». «Согласно идее законопроекта, оплата услуг управляющих значительно уменьшиться. При этом объем работы останется существенным: подготовка документов, поиск имущества, финансовое оздоровление банкрота. А кому охота это делать за копейки? Выход для граждан только один: возвратить все старые долги и не влезать в новые», — подытожил эксперт. Законопроект об упрощенной процедуре банкротства превратился в законопроект о самофинансировании Михаил Сачёв, президент Союза «УрСО АУ», президент «РОСАНТИ», твердо убежден, что законопроект в той редакции, в которой он принят в первом чтении, дальше не пройдет. По его мнению, ко второму чтению в него будут внесены существенные поправки. Поэтому рассуждать о том, к чему это законопроект приведет, пока рано. По его словам, в профессиональной среде этот законопроект уже называют законопроектом о самофинансировании. «Складывается парадоксальная ситуация: законодатель, пытаясь облегчить жизнь одной категории граждан, заставляет других работать бесплатно, а банки, которые бездумно выдают кредиты, хотят свои проблемы решить за счет арбитражных управляющих», — рассказывает эксперт. Положительных моментов Михаил Сачёв в законопроекте не увидел. Напротив, по его мнению, инициатива приведет к расцвету социального нигилизма, когда люди намеренно будут копить долги до 500 тысяч и ждать их списания. Также здесь просматривается явная политическая составляющая, когда законотворцы пытаются создать впечатление, что государство думает о гражданах. Эксперт обратил внимание и на негативные моменты законопроекта. «Некомпетентность и недальновидность банков почему-то решается за счет личных средств арбитражных управляющих. В законопроекте, конечно, написано красиво, что это Фонд, но пополняться он будет в конечном счете за счет средств граждан России, которые выполняют функции арбитражных управляющих», — комментирует ситуацию Михаил Сачёв. По его мнению, процедура в виде меры социальной поддержки должна иметь место, однако подход нужно выбирать совершенно другой. Нужно решать проблему не за счет арбитражных управляющих, а, например, за счет банков, которые выдают необдуманные кредиты или проводить социальное банкротство в рамках системы бесплатной юридической помощи, которую финансирует государство. Эксперт предлагает также создать специальный электронный ресурс, разместить его на сайте госуслуг, чтобы люди могли спокойно этим инструментом пользоваться. Закон, который противоречит Конституции По мнению Дмитрия Гладышева, самая главная проблема проекта — его неконституционность. Исходя из идеи законотворцев, арбитражный управляющий обязан работать в течение года за 3 000 рублей и фактически кредитовать банкрота (нести расходы на публикацию сообщений, розыск имущества и пр.). Об абсурдности оплаты публикации сообщений в «Коммерсанте» можете прочитать тут. Закон предусматривает получение согласия управляющего на проведение процедуры, но ни одному разумному человеку не будет интересно работать с такими должниками. Таким образом, когда возникнет потребность в назначении арбитражного управляющего, СРО начнет на него давить для получения согласия на проведение фактически бесплатной процедуры. «Интересен вопрос, сохранится ли административная ответственность, которая предусмотрена в судебных процедурах банкротства. Если никаких поправок в КоАП внесено не будет, то управляющие, которые за год будут получать 3 тыс. руб., могут за малейшее нарушение получать штраф в 25 тыс. руб.», — обращает внимание Дмитрий Гладышев. Законодатель действительно предусмотрел для выплаты вознаграждения управляющих создание Фонда внесудебных банкротств, который будет пополняться взносами СРО арбитражных управляющих (не менее 15 тыс. руб. в месяц с каждой СРО). Однако реальный размер взносов будет устанавливаться НацСРО. При этом также не понятно, кто и в каком размере будет оплачивать содержание Фонда. Примерную сумму, которую должен будет внести каждый управляющий, эксперт предложил рассчитать уже сейчас: 600 000 - общее число должников, которые подпадают под действие закона. 3 000 руб. - вознаграждение за работу с одним должником. 1 800 000 000 руб. должно быть в Фонде для выплаты вознаграждения (600 000 * 3 000) 10 000 арбитражных управляющих сейчас работают в РФ. 180 000 руб. личных средств должен внести каждый арбитражный управляющий в Фонд (1 800 000 000 : 10 000). «Самое интересное: никаких изменений не было внесено в НК РФ. Соответственно, с дохода в 3 000 рублей, управляющий обязан будет заплатить НДФЛ», — комментирует Дмитрий Гладышев. Наверное, это уникальный случай в РФ, когда работник за свой счет выполняет работу и с него еще за это удерживают налоги. Вполне возможно, что скоро мы придем к тому, когда судьи будут оплачивать госпошлину, депутаты — получать зарплату за счет своих же партийных взносов в обход бюджета, и все профессии окажутся на самоокупаемости.