Возможно ли возвращение прежнего пенсионного возраста?

В середине июня исполнилось два года со дня, когда бывший премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста. Международная практика показывает, что пенсионный возраст — именно тот параметр, который во многом влияет на популярность политических сил и может меняться в зависимости от смены политических элит. Интересно взглянуть, скажется ли на смене вектора пенсионной политики страны приход Михаила Мишустина вместо Медведева и другие предстоящие события. Зачем повышают пенсионный возраст? Ответ прост: денег на выплаты пенсий не хватает. Во всем мире вследствие демографического перехода соотношение работающих и пенсионеров критически меняется. Первых из-за снижения рождаемости становится меньше, вторых — из-за снижения смертности, наоборот, больше. Из-за этого правительства многих стран все тяжелее выдерживают рост социальных расходов без изменения параметров пенсионных систем, в первую очередь — пенсионного возраста. Но каждая страна ищет свой путь в решении этой задачи. И некоторые страны возраст выхода на пенсию снижают. Ярчайшими примерами здесь являются Польша и Италия. В обоих государствах для оживления экономики пенсионный возраст недавно сначала повысили, но при смене правящих элит этот параметр вернули к прежнему значению. В Польше 1 июня 2012 года под руководством премьер-министра Дональда Туска и либеральной партии «Гражданская платформа» была принята программа постепенного повышения пенсионного возраста до 67 лет для представителей обоих полов. Так, для мужчин возраст должны были повысить с 65 до 67 лет к 2020 году, а для женщин — с 60 до 67 лет к 2040 году. Этот шаг был вызван неустойчивой экономической ситуацией после кризиса 2008—2009 годов и высоким уровнем безработицы. Гендерная унификация обосновывалась также борьбой против дискриминации женщин в возможностях зарабатывания пенсионных прав. Более низкие по сравнению с мужчинами средние заработки и страховой стаж (из-за большей безработицы и раннего выхода на пенсию) не позволяли полькам заработать равные с поляками пенсионные права. Реформа стартовала с 2013 года. Однако уже через два года к власти пришли консервативные силы Анджея Дуды и Ярослава Качиньского. И они реализовали свое предвыборное обещание: с 1 октября 2017 года в действие вступил закон, снижающий возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (c 66) и до 60 лет для женщин (c 61). Идеология новых властей связана с защитой христианских традиций и поддержкой национальной самобытности, семейных ценностей, а также с отстаиванием национальных интересов в институциях Европейского союза (именно ЕС является инициатором распространения пенсионного равенства обоих полов). Проводить такую политику правительство смогло за счет мощнейшего экономического возрождения: в последние годы Польша стала одним из чемпионов по темпам роста ВВП и находится среди лидеров по темпам снижения безработицы. И даже сейчас эффект от «коронакризиса» может ударить по этой стране меньше, чем по другим европейским государствам. Более того, массовый приток мигрантов позволил освободить молодых поляков от уплаты НДФЛ и провести реформу добровольной пенсионной системы наподобие той, что хотят ввести в России под названием «гарантированный пенсионный план». Но вот что интересно: после роста с 58% в 2012 году до 63% в 2014-м коэффициент замещения пенсией утраченного заработка стал устойчиво сокращаться и достиг 60% в 2018 году. Таким образом, посткризисные трудности стали основанием повышения пенсионного возраста, а экономический рост и ослабление проблем рынка труда — возможностью реализации популистских решений. В июне 2020 года в Польше стартовала новая президентская кампания, в которой главным конкурентом Дуды является представитель «Гражданской платформы». Возможно, смена власти вновь приведет к развороту курса пенсионной политики. История с возвратом к прежнему пенсионному возрасту произошла и в Италии. В 2011 году в рамках «реформы Форнеро» пенсионный возраст повысили до 66—67 лет при минимальном стаже в 20 лет. Нужно это было в том числе и для того, чтобы избежать государственного дефолта (в это время бушевал европейский кризис суверенного долга). Однако после прихода к власти коалиции партий «Движение пяти звезд» и «Лига» в 2019 году был принят закон о введении так называемой «Квоты 100», согласно которой до 2021 года на пенсию можно выйти досрочно при достижении возраста 62 лет и 38 лет трудового стажа. Эти числа в сумме дают 100, отсюда и название. Решение было принято, несмотря на серьезные финансовые трудности в стране. По итогам 2018 года Италия с госдолгом 2,3 трлн евро находилась на третьем месте среди 36 стран ОЭСР. Авторы принятого решения заявляют, что пенсионная реформа позволит привлечь новые инвестиции в экономику и снизить безработицу, а также повысить лояльность электората предпенсионного возраста. Впрочем, количество случаев досрочного назначения пенсии выросло не сильно — многие итальянцы решили продолжить работать, ведь меньший срок уплаты взносов сокращает размер пенсии. В итоге ожидаемое количество новых досрочников за время действия «Квоты 100» сократилось с 600 тыс. до 250 тыс. человек. Интересно, что коэффициент замещения в Италии неуклонно растет с 2007 года, когда он составлял 49%, а по итогам 2018 года он достиг 73%. Как видно, понижение пенсионного возраста в обоих случаях стало следствием политической борьбы в этих странах, а также способствовало решению отдельных социальных проблем. Причем везде фигурировал вопрос бюджетной обеспеченности и корректировки трудовой политики. В обеих странах нехватку собственной рабочей силы компенсировали силами иммигрантов, понижением пенсионного возраста стимулировали внутренний спрос. Но также в обоих случаях сохранялись высокие требования к страховому стажу — не менее 20—40 лет. Вместе с другими мерами это поддерживает официальную занятость и обеление экономики, а также ограничивает выплаты мигрантам из ЕС (которым зачастую тяжело набрать необходимые пенсионные права). Сейчас, когда «коронакризис» еще не закончился, сложно прогнозировать изменение параметров пенсионной системы в России. Учитывая историю этого вопроса, решение о долгосрочном повышении пенсионного возраста вряд ли будет пересмотрено. Тем более что почти сразу же после вступления в должность премьер-министр Михаил Мишустин выступил против отмены изменений пенсионной системы. В отличие от Польши, страна не находится на волне экономического роста, а по сравнению с Италией требования к стажу слишком низки: в 2011 году это 11 лет, а в 2024 году будет лишь 15 лет. Значительного движения в сторону либеральных взглядов на экономику в стране также не наблюдается. Получается, что возврат к прежнему пенсионному возрасту практически невозможен даже для повышения лояльности на выборах в Государственную думу в 2021 году или президента в 2024 году. Но смягчение (снижение ежегодного темпа прироста пенсионного возраста) возможно, однако лишь в случае устойчивого экономического роста, повышения уровня официальной занятости и производительности труда (в том числе среди иммигрантов), расширения возможности для занятости как в старших, так и в младших возрастах, совершенствования оснований для получения льготных пенсий. Альтернатива — возвращение стоимости нефти на уровень 100 долларов за баррель или выше. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Возможно ли возвращение прежнего пенсионного возраста?
© Банки.ру