В Совфеде рассказали о повышении социальных спецвыплат

Законопроект о выплатах ухаживающим за инвалидами россиянам – это прямое обращение к бюджету, проблема будет решаться на более качественном уровне. Такое мнение в интервью ФБА "Экономика сегодня" озвучил первый замглавы Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Депутаты от ЛДПР и сенатор Сергей Леонов вносят на рассмотрение Госдумы законопроект о выплатах ухаживающим за инвалидами россиянам. Он предполагает, что всем, кто осуществляет уход за инвалидом I группы и из-за этого не может трудоустроиться, государство ежемесячно должно выплачивать 10 тысяч рублей и ежегодно индексировать этот показатель на процент, определяемый правительством. Сейчас 10 тысяч в месяц получают лишь люди, ухаживающие за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы. Эти выплаты назначены указом президента России. Депутаты ЛДПР указывают: забота о ребенке-инвалиде I группы ничем не сложнее, чем о человеке, который самую тяжелую группу инвалидности приобрел в течение жизни. А за такой уход государство платит лишь 1,2 тысячи рублей в месяц, причем эти цифры не индексируют. "Члены ЛДПР уже вносили этот законопроект в Госдуму в прошлом году, и он не дошел даже до первого чтения в парламенте, - отмечает Рязанский. – Боюсь, в этот раз судьбу документа постигнет та же участь. И на это есть несколько весомых причин. Пресловутые 1,2 тысячи рублей, полагающиеся за заботу об инвалиде, назначались еще при президенте Борисе Ельцине и составляли 400 рублей. При Путине это пособие подняли втрое. В 1990-х было очень много россиян, которые не могли трудоустроиться, потому вынужденно ухаживали за родственниками с тяжкими заболеваниями – их решено было поддержать. И сейчас эти выплаты ежегодно забирают из российского бюджета более 40 млрд рублей. Если расширять выплаты на всех инвалидов первой группы, потребуется сумма в 4-5 раз больше. Это мощный сдерживающий фактор для правительства". Проблему решат другим путем В июне депутаты от ЛДПР предложили ввести пособия для домохозяек в виде ежемесячных выплат в объеме минимального размера оплаты труда. Согласно законопроекту, такое право получит только один из членов семьи и в случае, если размер среднедушевого дохода в семье не превышает двукратную величину прожиточного минимума в регионе. Судьба этой инициативы тоже пока не ясна, но эксперты полагают, что ее утверждение маловероятно. В финансово-экономическом обосновании к документу по выплатам ухаживающим за инвалидами людьми его авторы указывают: реализация проекта, если он станет законом, потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Однако расчеты и суммы, которые на это потребуются, к документы не приложены. Насколько известно, в правительстве проекту дали отрицательную оценку. "Проблему поддержки ухаживающих за инвалидами людей в России, скорее всего, решат принципиально иным путем. В частности, это подразумевается в национальных проектах "Демография" и Здравоохранение". Эти документы содержат специальные разделы для финансирования так называемого "проекта развития длительного ухода за определенными категориями граждан". Это не простое выделение средств из бюджета, а системный подход. В частности, будут расширены и стандартизированы категории получателей дополнительной поддержки из числа ухаживающих за больными родственниками россиян. Нацпроекты представляют выверенные технологии выявления нуждающихся в доплате, определения критериев нуждаемости, согласование позиций соцслужб с подразделениями системы здравоохранения", - подчеркивает Рязанский. Пилотный проект уже работает В России насчитывается на 1 октября 2019 года насчитывалось 11,95 млн инвалидов, в том числе 679,9 тысячи детей-инвалидов. Их них I группа - у порядка 1,4 млн человек. Диагноз "инвалид с детства" присвоен 10,4% от общего числа льготников по здоровью. При этом выплаты инвалидам первой группы составляют 17,3 тысячи рублей ежемесячно, детям-инвалидам выделяется по 13 тысяч рублей. За пять лет общее число инвалидов в России сократилось на 7,6% - с 13,1 млн человек. Нацпроект "Здравоохранение" призван снизить смертность в стране, в том числе младенческую. Мероприятия в его рамках предполагают открытие новых медучреждений и оснащение их современным медоборудованием, а также современными методикам лечения. А в рамках нацпроекта "Демография" предполагается повышение качества жизни гражданам старшего возраста и социально уязвимых категорий населения. "Программа длительного ухода за пожилыми людьми и инвалидами куда более перспективна, чем прямые выплаты, и при этом не создает избыточной нагрузки на бюджет. Пилотный эксперимент по ее внедрению и реализации уже проводится в 21 регионе России. И как показала практика, проект хорошо вписывается в российские реалии - нуждающимся в заботе россиянам удается помогать системно и качественно. Мы лично выезжаем контролировать эти процессы в разные регионы. И стоит отметить отличное межведомственное согласование проблем – там, где часто возникают разрывы межу работой социальных служб и элементами системы здравоохранения. Судя по успехам проекта, расширение такой практики в перспективе снимет с повестки дня данную проблему", - заключает Валерий Рязанский.

В Совфеде рассказали о повышении социальных спецвыплат
© ФБА "Экономика сегодня"