Торговым центрам грозит вымирание
ЖЕРТВЫ КОРОНАВИРУСА РСТЦ обратился в правительство России с просьбой о переносе сроков уплаты налогов за 2020 год на следующий, 2021 год. По данным организации, если отсрочки не будет, общий налог российских ТЦ на добавленную стоимость составит 52 миллиарда рублей, налог на имущество - 24 миллиарда, налог на прибыль - 15 миллиардов и единый социальный налог - 4 миллиарда рублей. «1 июля закончился срок моратория на взыскание задолженностей по налогам. Собственники торговых центров обязаны погасить все задолженности по НДС. Отрасль в целом не имеет этих денег, и счета торговых центров могут быть заблокированы», - говорится в пресс-релизе РСТЦ. С каждым днем экономическое состояние торговых центров ухудшается, и необходимо принимать оперативные и существенные меры по поддержке индустрии, обеспечивающей более 25% оборота розничной торговли страны, в том числе 90% цивилизованной торговли, считают в РСТЦ. «Доходов фактически нет, продажам еще предстоит восстановиться. Отрасль не получила от государства ни субсидий, ни компенсаций недополученного арендного дохода, а рассмотрения всех предложений о поддержке неизменно завершаются отказами», - прокомментировал обращение управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский. Торговые центры можно понять: в связи с полным закрытием из-за карантина торговли непродовольственными товарами, кинотеатров, кафе и ресторанов, а также с резким падением активности покупателей в кризис число посетителей резко сократилось. При этом бизнес ТЦ - это не собственно торговля, а сдача в аренду помещений предприятиям торговли, общепита и т. д. И если арендаторам власти пошли навстречу - дали малому бизнесу отсрочки по налогам и погашению кредитов, более того, обещали погасить за счет государства новые кредиты для предприятий малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронакризиса отраслей, то с торговыми центрами обошлись ровно наоборот. Отрасль не только не была признана пострадавшей, напротив, де-факто именно за счет арендодателей спасали компании-арендаторы, которым была дана возможность в уведомительном порядке потребовать отсрочки платы за аренду помещений. Ситуация для большинства торговых центров усугубляется еще одним существенным обстоятельством - обычно эти объекты строятся за счет заемных средств. И если в условиях снижения числа посетителей и бегства арендаторов сами центры можно частично законсервировать, сведя к минимуму расходы на электроэнергию и техническое обслуживание, то выплаты по банковским кредитам сохраняются в полном объеме - ТЦ не могут рассчитывать ни на кредитные каникулы, ни на льготные кредиты. ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ Впрочем, даже если правительство пойдет навстречу просьбам торговых центров, даст отсрочки по налогам и даже субсидии, проблемы отрасли это едва ли решит. Дело в том, что даже после полного снятия карантинных ограничений ТЦ едва ли смогут вернуться к докризисной жизни и уровню доходов. И вот почему. Первая причина - арендаторы. Многие из них - представители малого и среднего бизнеса, того самого, который более всего пострадал во время кризиса. И не просто пострадал в плане падения (а часто и обнуления) выручки. У малых предприятий обычно очень небольшая подушка безопасности, по сути, они живут «от зарплаты до зарплаты». В таких условиях в кризисный период зачастую бывает проще закрыть или обанкротить предприятие, чем продолжать из последних сил поддерживать его на плаву. Это означает, что даже если покупатели и вернутся в торговые центры, в них вернутся далеко не все компании-арендаторы, которые, собственно, и приносят доход. А новые на их местах еще бог знает когда появятся. Вторая проблема - собственно сами покупатели. Уже сейчас понятно, что россияне выйдут из кризиса с существенными потерями, многие потеряют работу, у многих существенно упадут зарплаты. Очевидно, это повлияет на покупательную способность, в первую очередь пойдут под нож развлечения и прочие необязательные траты, пострадают расположенные в тех же торговых центрах кинотеатры и рестораны. Да и траты на продукты питания, видимо, снизятся. Второй момент: во время карантина многие потребители перешли на покупку продуктов питания и прочих товаров через интернет, приспособились к онлайн-сервисам. Часть из них, несомненно, вернется в магазины, но часть продолжит отовариваться в интернет-магазинах, что опять-таки ставит под сомнение возвращение торговых центров в докризисный режим и восстановление объемов выручки. А платежи по банковским кредитам при этом останутся… Так что вне зависимости от того, придет ли правительство на помощь отрасли или нет, массового закрытия торговых центров уже не избежать. Что это означает для граждан и предпринимателей в целом? Для граждан - прежде всего ухудшение среды обитания с точки зрения доступности товаров и услуг. Что ни говори, а поход в выходной день в кино и по магазинам, расположенным в торговом центре, для многих уже стал привычным видом семейного отдыха. И, безусловно, потенциально возникает риск для банков - кредиторов торговых центров, особенно небольших банков, специализирующихся на кредитовании строительства в целом и торговых центров в частности. У них значительная часть кредитного портфеля может приходиться как раз на таких заемщиков. Да, если ТЦ обанкротится, кредитор может получить за долги здание, но что с ним делать? Это же не жилая недвижимость, которую можно постепенно распродавать, в том числе в ипотеку. Кому нужны такие помещения на фоне снижения покупательского спроса, не совсем понятно. Так что проблемы у подобного рода банков совсем не исключены. На частных вкладчиках с депозитами до 1,4 млн рублей это не отразится - такие вклады у нас застрахованы. Предпринимателям сложнее - на их счета (кроме индивидуальных предпринимателей) государственная система страхования не распространяется. Так что проблемы торговых центров могут перекинуться на банки, далее - на предприятия и соответственно на их сотрудников. Не говоря уже о сотрудниках самих ТЦ и их арендаторов, а их, по оценкам специалистов, в России несколько миллионов человек. В экономике, увы, все взаимосвязано. Алексей Соколовский. Фото: ADOBE STOCK