Банкам навяжут штрафы за клиентов
Российские банки предупреждают о рисках, которые могут создать принятые в будущем поправки к закону «О потребительском кредите». Согласно нововведению, кредитные организации, навязывающие дополнительные услуги потребителю, должны будут возместить стоимость таких услуг в двукратном размере. Так, инициатива запретит банкам заставлять клиентов оплачивать страховку при оформлении ссуды, нести другие незапланированные траты, тем самым защитив интересы потребителей. Мнения экспертов и представителей банковского сектора разделились, как в оценке самих поправок, так и в уверенности их принятия. Банки уверены, что под понятие «навязанных услуг» могут попасть комиссии за снятие наличных средств и переводы с кредитных карт. Игроки рынка предлагают законодателям либо полностью исключить норму о возврате денег за навязанные услуги, либо уменьшить размер штрафа. В противном случае — угрожают полностью отказаться от кредиток и перейти на кредиты наличными. Кредитная карта — продукт, за обслуживание которого клиент платит ставку, в несколько раз превосходящую ставки на финансовом рынке. Для банков кредитки очень выгодны, а вот для клиентов могут стать причиной финансовых сложностей. Олег Богданов, ведущий аналитик QBF, отмечает закономерность того, что Госдума решила уменьшить давление на российских потребителей и освободить от банковских «обвесов» в виде страховок и комиссий. Однако даже в этом случае новая редакция закона «О потребительском кредите» не сможет заставить банки отказаться от выпуска кредитных карт. Комиссия за снятие средств с карты одного банка в банкомате другого была всегда, и это нормально — это попытка воспользоваться услугами, которые банк не предлагал. Процент, взимаемый банкоматом, никакого отношения к законопроекту о навязываемых финансовых услугах не имеет, считает Юрий Юденков, профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС. Эксперт уверен, что россияне от принятия поправок только выиграет. Человек сможет брать кредит, открывать депозит или покупать золото, не оплачивая при этом страхование жизни, и для него будет в результате ощутимо меньше расходов. Но эти поправки, скорее всего, не будут приняты — из-за активных протестов банковского сообщества. На финансовом рынке потребитель всегда слабая сторона договора, поэтому ему крайне нелегко удается доказать навязывание дополнительных услуг со стороны банков. Позиция последних о возможных злоупотреблениях со стороны клиентов выглядят здесь особо цинично, уверена руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. Она также отметила, что стандартный функционал пластиковой карты не может подразумевать навязывание услуг, то есть банки высасывают проблему из пальца. Она акцентировала внимание на том, что никто не мешает кредиторам предоставить право клиенту отказаться от дополнительных услуг, если возникают опасения по отнесению их к категории «навязанных». При этом страховки от мошенников — бесполезный продукт. Они помогают 1 из 1000 страхователей, а проблемы массового обмана и вывода средств с карт телефонными мошенниками банки не интересуют, уверена Евгения Лазарева. Андрей Лисов, юрист, член Московского отделения Ассоциации юристов России и эксперт по защите прав потребителей уверен, что штраф в виде возврата двукратной стоимости услуги чрезмерен. Если закон примут, это создаст серьезные проблемы для банковского сообщества. Эксперт отметил, что сейчас наметилась тенденция — законопроекты, обреченные на непринятие, не поступают в ГД РФ. Соответственно, раз поправки уже рассматривают, есть большая доля вероятности, что их примут. При этом глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков все-таки предложил АБР представить собственный законопроект, чтобы законодатели смогли рассмотреть разногласия с правительственным документом. ДОЛГ.РФ направил запросы в крупнейшие банки страны, чтобы узнать непосредственное мнение игроков рынка. Начальник управления кредитных карт банка «Открытие» Федор Портных рассказал ДОЛГ.РФ, что текущая законодательная база вполне эффективно регулирует отношения банков и заемщиков. Предлагаемая инициатива может изменить устоявшийся баланс и спровоцировать недобросовестных потребителей к злоупотреблению правом в виду размытых формулировок. Любые нововведения, ограничивающие принцип свободы договора, могут повлиять на возможность банков предлагать клиентам качественные продукты по выгодной цене. При этом, если формулировки закона предполагают неоднозначную интерпретацию и создают пространство для злоупотреблений, банки вынуждены закладывать эти риски в стоимость услуг, что приводит снижению их доступности, говорит представитель «Открытия». В банке надеются, что принятие поправок будет происходить на основе всестороннего анализа и с учетом мнения профессионального сообщества Директор по контролю и взаимодействию с государственными органами Банка «Зенит» Рустам Мухаметшин уверен, что законопроект включает запрет на навязывание дополнительных услуг: «Это четкий тренд регулятора, который обсуждается уже более года. Думаю, законопроект будет принят. В текущем его виде, основная оборотная сторона находится в грани между тем, когда добросовестные продажи, в случае которых банки сообщают о наличии тех или иных услуг, становятся навязыванием». Представитель банка отметил, что необходимы четкие критерии такого «навязывания». Другие банки на момент публикации материала на запрос не ответили.