Войти в почту

Микрофинансовые организации отмечают снижение числа обращений россиян об отсрочке платежей

МОСКВА, 6 октября. /ТАСС/. Количество обращений граждан за отсрочкой платежа по микрозаймам снизилось до уровня прошлого года, сообщили ТАСС в опрошенных микрофинансовых организациях (МФО) и саморегулируемой организации микрофинансовых организаций "Микрофинансирование и развитие" (СРО "МиР"). "Определенный всплеск обращений за отсрочками мы наблюдали в марте - апреле до принятия постановления о кредитных каникулах. Сейчас данный показатель остается на уровне прошлого года", - отметила генеральный директор IDF Eurasia в России (работает под брендом сервиса онлайн-кредитования Moneyman) Ирина Хорошко. О значительном снижении запросов на отсрочку платежа с августа сообщил и генеральный директор группы компаний Eqvanta (бренды "Быстроденьги" и "Турбозайм") Андрей Клейменов. По его словам, это говорит об улучшении ситуации с погашением займов. В микрофинансовой компании (МФК) "МигКредит" сообщили, что в пик пандемии в апреле - мае количество обращений за отсрочками возросло, в отдельные дни их было порядка 50. Всего с начала апреля МФК получила более 2 тыс. обращений, однако уже в июле - августе этот показатель снизился практически до нуля. "Можно отметить, что клиенты, которые обращались к нам за кредитными каникулами, на сегодняшний день в целом неплохо обслуживают свои обязательства", - комментирует гендиректор МФК Олег Гришин. По словам директора СРО "МиР" Елены Стратьевой, во втором квартале на долю жалоб клиентов МФО, касающихся кредитных каникул, приходилось 33 из 311 обращений, рассмотренных СРО (около 10%), а в третьем квартале - всего 2 из 261 обращения. "То есть, как видите, налицо снижение показателя. В основном жалобы касались того, что заемщики подавали заявки на кредитные каникулы, а решения были приняты отрицательные. При этом по итогу проверок 95% таких обращений были признаны необоснованными", - отметила она. Долговая нагрузка заемщиков МФО Долговую нагрузку, то есть отношение размера платежа по кредиту к доходу заемщика, в микрофинансовых организациях охарактеризовали как приемлемую. "Мы знаем свой клиентский сегмент и его платежную дисциплину. У нас есть понимание критической долговой нагрузки, и в нашем понимании долговая нагрузка заемщиков находится на более чем приемлемом уровне. Как ни парадоксально это звучит, но долговая нагрузка в связи с пандемией не только не увеличилась, но даже уменьшилась. Об этом можно судить по косвенным признакам - например, одним из факторов, подтверждающих эту тенденцию, стало большое количество досрочных погашений", - отметили в "МигКредит", добавив, что для МФО важно быстро принимать решения по займам, и подтвердить доход заемщиков из официальных источников иногда бывает проблематично. В свою очередь, в группе компаний Eqvanta сообщили, что долговая нагрузка их заемщиков возросла, так как после прохождения пика пандемии граждане пытаются восполнить выпавшие доходы кредитными средствами. "Мы наблюдаем рост доли клиентов с высокой закредитованностью на 4-5% пунктов во втором квартале. При этом произошло снижение доли клиентов с самым низким соотношением долговой нагрузки к доходу. Это может говорить о том, что те заемщики, которые ранее неактивно использовали заемные средства, во время пандемии вынуждены были прибегнуть к данному инструменту", - добавили в компании. Также в организации отметили, что пандемия повлияла и на уровень просроченной задолженности. Так, по разным сегментам заемщиков рост доли просроченной задолженности составил порядка 8-10% пунктов в пик пандемии, но с середины мая ситуация с долей просроченных займов начала улучшаться и на текущий момент близка к докризисным значениям. "Для компаний из топ-100 уровень долговой нагрузки более 30% уже считается критичной. С учетом того, что в период пандемии микрофинансовые компании сильно изменили свои кредитные политики, то, по нашим оценкам, уровень долговой нагрузки находится на приемлемом уровне", - сказали в IDF Eurasia. В МФК "Займер" сообщили, что в среднем долговая нагрузка заемщиков в карантинный и посткарантинный период относительно августа 2019 года увеличилась незначительно - на 1% пункт. При этом если во втором полугодии прошлого года в среднем на одного клиента сервиса "Робот Займер" приходилось три займа, то в последние полгода этот показатель находится на уровне, близком к двум займам. "Это, во-первых, отчасти свидетельствует о том, что заемщики сознательно выбрали сберегательную модель поведения, отказываясь от спонтанных покупок. А во-вторых - это результат усиления требований к заемщикам: значительная долговая нагрузка клиента в период экономической турбулентности - весомый риск-фактор", - прокомментировал генеральный директор МФК Роман Макаров. Средняя сумма онлайн займа в МФК с августа 2019 года значительно не изменилась и в среднем составляет около 6 тыс. рублей.