Эксперты: ограничения Минфина на займы для субъектов РФ стабилизировали их госдолг

МОСКВА, 14 октября. /ТАСС/. Жесткая позиция, которую занял Минфин, введя ограничения для субъектов РФ по заимствованиям, а также дополнительные требования по обеспечению их долговой устойчивости, принесли видимый результат: размер госдолга субъектов стал стабильным, а в абсолютном выражении - даже меньше, чем в начале 2019 года, считают опрошенные ТАСС эксперты. В результате свободные от закредитованности регионы смогут активнее участвовать в восстановлении экономики в 2021-2023 годах, полагают они. По данным Минфина, сокращение региональных доходов во втором полугодии этого года начало замедляться относительно первого полугодия. Текущее исполнение бюджетов субъектов говорит об их постепенной стабилизации - большинство перешло к восстановлению. За девять месяцев с начала года доходы регионов увеличились, по предварительным данным, на 5% (до 10 трлн руб.) относительно аналогичного периода 2019 года. Одним из результатов ограничений по заимствованиям стал устойчивый размер государственного долга субъектов, сказал сотрудник Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Александр Дерюгин. Он отметил, что несмотря на кризис с начала года, к началу сентября госдолг регионов увеличился лишь на 37 млрд руб., или менее чем на 1,8% (на начало 2020 года составлял 2,1 трлн руб.). "То есть это даже меньше, чем на начало 2019 года, когда госдолг регионов составлял 2,2 трлн руб.", - подчеркнул Дерюгин. "Жесткая позиция, которую занял Минфин, дополнительные требования по обеспечению долговой устойчивости регионов принесли видимый результат. Если еще несколько лет назад критическая ситуация, когда объем долговых обязательств превышал годовой объем собственных налоговых и неналоговых доходов, была в 14 субъектах, то в 2020 году с таким большим долгом входила только Мордовия", - соглашается руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. По его мнению, в течение последних лет, благодаря целенаправленным действиям властей, госдолг регионов удалось стабилизировать на отметке примерно в 2 трлн руб. "Он даже немного сократился после бурного роста в середине 2010-х годов, когда за три с небольшим годом произошло удвоение его объема", - сказал Климанов. Ситуация в субъектах В предыдущие кризисы для получения дополнительных финансовых ресурсов регионы в значительной степени прибегали к заимствованиям, напомнил Дерюгин. В этот раз финансовые проблемы регионов решаются за счет предоставления дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а не за счет увеличения региональных долгов. "Фактически Минфин берет деньги в долг для регионов и не перекладывает на них его обслуживание. При этом активность регионов по наращиванию долга ограничена. В результате свободные от кредитной кабалы регионы смогут активнее участвовать в восстановлении экономики в 2021-2023 годах", - говорит экономист. "Ситуация в субъектах налаживается. По итогам девяти месяцев рост доходов консолидированных бюджетов регионов (по отношению к тому же периоду 2019 года) составил 5%. С 1 сентября 2020 года темп роста налоговых и неналоговых платежей ускоряется в 77 регионах. А дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета позволила обеспечить достаточно высокие темпы роста для всех наименее обеспеченных субъектов, что гарантирует исполнение ими всех действующих обязательств", - указал Дерюгин. Финансовая помощь из федерального бюджета в форме безвозвратных и безвозмездных (в отличие от кредитов) межбюджетных трансфертов резко, практически в полтора раза, увеличилась, отметил Климанов. "Однако в условиях сокращающихся собственных доходов и необходимости наращивать расходы, в том числе для организации антикризисных мер, регионы все равно готовы идти на увеличение государственного долга. Видя именно такую реакцию, федеральное правительство при внесении проекта федерального бюджета на очередную трехлетку в Госдуму предлагает не идти на сокращение трансфертов в среднесрочной перспективе. Кроме того, законодательно решается вопрос о перенесении сроков определения долговой устойчивости регионов, ранее предполагавшийся к введению со следующего года, на более поздние даты", - сказал он. Правительство поддержит регионы Эксперты ожидают, что в целом в текущем году субъекты выполнят свои социальные обязательства, хотя им будет это сделать непросто: их госдолг будет расти. Федеральный центр не допустит дефолтов регионов или неисполнения ими обязательств, указывают аналитики. Для обеспечения бюджетной устойчивости регионов в этом году Минфин окажет им дополнительную финансовую поддержку из-за снижения доходов - суммарно на это выделено 300 млрд руб., из которых уже предоставлено 200 млрд руб., еще 100 млрд руб. регионы получат до конца текущего года. Дополнительный транш в 100 млрд руб. предусмотрен на 2021 год. За первое полугодие свободные остатки регионов выросли с 2,019 трлн руб. до 2,083 трлн руб., отметил Дерюгин. Этот рост продолжился и в III квартале, когда были реализованы почти все антикризисные меры. "Все же мы ожидаем роста объема долга субъектов по итогам года, поскольку темпы роста расходной части бюджетов ряда субъектов опережают темпы роста доходной части бюджетов, несмотря на значительный объем оказанной федеральной помощи в виде трансфертов. Это, в свою очередь, приводит к формированию дефицитов, которые необходимо финансировать. Однако, низкие процентные ставки в этом году позволят субъектам пользоваться долгосрочными заимствованиями", - считает аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. "В целом критичность ситуации с региональными бюджетами сохраняется. Госдолг субъектов, очевидно, в целом вырастет, нельзя исключать, что в отдельных регионах ситуация будет весьма острой. Однако вряд ли федеральный центр допустит возможность каких-то дефолтов регионов или просто невыполнения ими отдельных социальных обязательств", - заключил Климанов.