Введение шерифов по американской модели навредит Казахстану – казахстанский эксперт

Портал «Евразия.Эксперт» продолжает изучать тему расширения влияния США в Казахстане и Центральной Азии. В первой части интервью мы подняли вопрос активизации проамериканских НКО в Казахстане и выяснили, какой интерес Вашингтон преследует в регионе. Во второй части доктор исторических наук, экс-директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Булат Султанов оценил инициативу по внедрению в республике американской системы шерифов в рамках реформы полиции, назвав ее предпосылки и связанные с подобными изменениями риски.

Введение шерифов по американской модели навредит Казахстану – казахстанский эксперт
© Евразия Эксперт

– Что стоит за активизацией США в Казахстане в плане формирования «Американских уголков» и внедрения модели шерифов?

– Все это вполне укладывается в русло антироссийской и антикитайской пропаганды. В данном случае, даже больше антироссийской. В Казахстане есть те, кто не ведется на русофобские вбросы, но есть и те, кто поддерживает американскую идею большой Центральной Азии – объединения ее с Индией, Пакистаном и Афганистаном с целью оторвать наши республики от России.

Что касается полицейской модели шерифов, то недавно начальник департамента кадровой политики МВД Айдар Сайтбеков заявил: «Нами планируется изучение модели шерифов, распространенной в США, Великобритании и Канаде. Здесь нам готово оказать содействие посольство США в Казахстане». Началось все именно с этого.

Откуда «растут ноги» у столь странных телодвижений представителя казахстанского МВД? Ответ на поверхности. В послании 1 сентября президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Во всем прогрессивном мире институт полиции развивается на основе сервисной модели. Назрела более целостная реформа местной полицейской службы по принципу «полиция в шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору. Нужно повысить статус участкового инспектора. Необходимо научить сотрудников правоохранительных органов вести открытый диалог с людьми. Это направление должно стать приоритетным». Также Токаев потребовал ввести сплошное видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, чтобы не было никаких злоупотреблений. Дальше он сказал, что необходимо усилить профилактику преступности.

7 сентября президент принял министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева, и главный полицейский сообщил о том, что работа по реформированию полиции по принципу «полиция в шаговой доступности» идет. Он сказал, что будут созданы необходимые условия для тесной работы полиции с населением во всех регионах республики, будет закреплен статус участковых инспекторов и будет усиливаться работа по цифровизации МВД, и по итогам года ее планируется довести до 91%. Он заявил, что министерство понимает необходимость реформ и будет их проводить.

Ничего нового, по сути, нет. В 2018 г. была принята Дорожная карта по модернизации органов внутренних дел на 2018-2021 гг. Естественно, она была принята в соответствии с посланием первого президента Нурсултана Назарбаева. Там было предусмотрено 9 направлений реформирования: оптимизация организационно-штатной структуры, улучшение системы оплаты труда, подготовка кадров, новые формы работы с населением и так далее. То есть, приходит новый президент, и министерство рапортует о том, что оно будет проводить.

Я считаю, что президент Токаев прав, когда требует, чтобы полиция Казахстана развивалась на основе сервисной модели. Но любую идею нужно развивать не бездумно, а особенно – перенимая зарубежный опыт.

– Это вы об идее внедрить опыт шерифов?

– Да. По моему мнению, прежде чем делать такие заявления, как мы услышали от господина Сайтбекова, нужно изучить и учесть ситуацию в мире.

Сейчас перенимать опыт американских шерифов, да и вообще опыт американской полиции после того, как во многих городах США до сих пор не смолкают акции протеста – это не просто смелое, но даже безответственное заявление одного из руководителей казахстанской полиции.

Мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей отметил расовый характер смерти афроамериканца Джорджа Флойда 25 мая 2020 г. Четверо полицейских душили его в течение 8 минут, и его слова «Я не могу дышать» стали символом борьбы против полицейского произвола. Но символом борьбы против полицейского произвола слова Флойда стали не только в Америке, но и во всем мире. В этих условиях говорить о том, что нужно перенимать опыт американской полиции, недальновидно как минимум.

– Американские шерифы имеют право стрелять на поражение, если посчитают нужным. Является ли инициатива по внедрению системы шерифов попыткой развязать руки полицейским?

– Перенимание опыта американской полиции по чрезмерному применению силы – не то, что нам нужно. Если снова вернуться к гибели Флойда, то 47-летнего мужчину задушили за то, что он рассчитался за сигареты поддельной 20-долларовой купюрой. Я не оправдываю его поступок, но жизнь человека явно стоит дороже пачки сигарет.

Убийство Флойда было не первым. В 2014 г. другого афроамериканца, Эрика Гарнера, задушили офицеры, проводившие арест невооруженного чернокожего мужчины, который не сопротивлялся. И он тоже говорил, что не может дышать. По материалам, полицейский Дерек Шовин, который прижал перед смертью Флойда коленом к земле, до этого случая трижды открывал огонь по людям и однажды убил человека, но сумел «отмазаться». Другой полицейский в 2017 г. был ответчиком по делу о чрезмерном применении силы, которое было закрыто во внесудебном порядке. За $25 тыс. потерпевшей стороне состоялось примирение сторон.

Поэтому американский метод, я считаю, опасен и вреден для Казахстана. Наши полицейские и без него имеют много прав и возможностей. Для сведения господина Сайтбекова, по состоянию на 3 июня в США за время протестов погибли 11 человек, большинство из них – афроамериканцы. Десятки арестованы. Пойдем по опыту США, которые на пороге гражданской войны с расколотым электоратом – над нами будет смеяться весь мир. Зачем так подставлять руководство МВД?

Еще одна причина, почему система шерифов не подходит нашей стране – форма государственного устройства.

Наша республика – унитарная с единым законодательством. США же поделены на штаты, в которых свои законы и свои порядки. Местные шерифы контролируют только определенную территорию. Выше них рангом идет городская полиция, далее полиция штата, самая многочисленная. Нам не подходит американская система, там постоянно идут конфликты между шерифом и муниципальной полицией. Должности шерифов – выборные, срок полномочий от 2 до 4 лет. Представляете, если мы еще у себя начнем выбирать шерифов с нашим уровнем коррумпированности и менталитетом? Завтра у кого больше денег, будут избирать себе шерифов. Нам нужна строгая централизованная система полиции с вертикальной системой подчинения.

– У вас есть какие-то рекомендации?

В Дорожной карте по модернизации органов внутренних дел 2018 г. есть один любопытный пункт об улучшении системы оплаты труда и социальной защиты сотрудников. Зарплата полицейского в США составляет от $4 тыс. в месяц, это более 1,7 млн тенге. Она может возрастать в зависимости от надбавок после 5, 10, 15 и 20 лет выслуги. Высший полицейский комиссар получает $150 тыс. долларов в год. Для сравнения, российский полицейский получает $450. Наши казахстанские стражи порядка – от 80 тысяч тенге в месяц.

– Примерно $200-300. То есть, их хотят наделить правами шерифов, но при этом оставить низкие зарплаты?

– Именно. Наделяем полицейского правом душить, стрелять без предупреждения или дубинкой ударить, но при этом, если он получает $200-300, получаем произвол полиции. Они станут зарабатывать деньги, используя новые права.

В США в полицию берут в возрасте от 21 до 35 лет. Кандидат обязательно должен обучиться в полицейской академии. После 20 лет службы полицейский уходит на пенсию. И размер ее приличный, в отличие от казахстанского. Кроме того, вся семья американского полицейского имеет медицинскую страховку пожизненно, скидки на приобретение или аренду жилья и оплачиваемый ежегодный отпуск.

Конечно, за любое нарушение, если факт будет доказан, копа в США могут уволить без права на получение пенсии. Поэтому американские полицейские вряд ли пойдут на мелкое вымогательство, которым часто промышляют казахстанские автоинспекторы. Потеряют больше, если попадутся.

В Казахстане нужно менять подход к полицейской отчетности. У немецкой полиции, например, главное – профилактика. Чем меньше преступлений на участке, тем выше показатель. А у нас наоборот.

От таких показателей эффективности нужно срочно отказаться, несмотря на то, что штрафы пополняют казну. В противном случае государство теряет свой авторитет перед социумом.

Конечно, нельзя нашу полицию разукрашивать только в черный цвет. Среди сотрудников много героев, самоотверженно выполняющих свой долг. Но о них почти ничего неизвестно. Нужна серьезная работа по поднятию имиджа и авторитета казахстанской полиции, в том числе и с помощью социальных роликов и документальных фильмов. Вспомнить опыт МВД прошлых лет, ведь и в нем тоже было много положительного.

Представителю министерства, который продвигает идею шерифов, я хочу сказать следующее. Полиция – это власть, а она должна быть сильной, строгой и неподкупной. И начинать нужно с самого простого – с внешнего вида стражей порядка. Свежевыглаженная форма, культурное поведение в обществе и ответственное выполнение своей работы – это то самое начало, которое способно повысить авторитет власти в глазах общества. И шерифы тут совершенно не причем.