Магазины закрываются: подорожают ли хлеб, мясо и масло 

Закрытие магазинов: цены на продукты взлетят
Фото: РИА Новости
Пандемия вынуждает предпринимателей сворачивать бизнес. Массовое закрытие торговых точек не за горами, предупреждают игроки рынка. Однако в  не спешат прощаться с ретейлом. В ведомстве уверены: магазины продолжат функционировать в привычном режиме. Главное, соблюдать требования . РИА Новости выяснило, какие меры удержат продавцов на плаву и не позволят взлететь ценам.

Минус магазин

С марта по июль закрылось 62 процента магазинов, подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Оставшиеся офлайн-продавцы опасаются, что им тоже придется покинуть рынок. В то же время доходы покупателей во втором квартале сократились на восемь процентов в годовом выражении. Это рекордное падение с 1999-го.

"Рассчитывать на рост доходов не приходится. Это серьезнейший вызов для ретейла", — говорит председатель президиума АКОРТ .

На отрасль также легла дополнительная нагрузка: закупка масок, перчаток, санитайзеров, ежедневная дезинфекция помещений. Плюс траты на поддержание ассортимента и удержание цен. Такие же расходы несут контрагенты — поставщики.

"Мы испытываем определенный прессинг, выдавливающий цены вверх. Поскольку платежеспособный спрос не повышается, мы вынуждены их сдерживать. Но наши возможности не безграничны", — отмечает Беляков.

Обуздать инфляцию ретейлерам не под силу, считают аналитики. Слишком много негативных факторов.

"Цены растут уже полгода. В сентябре после очередного скачка курса доллара и евро темпы увеличились. В первую очередь подорожали импортные непродовольственные товары — бытовая техника, компьютеры", — указывает руководитель аналитического департамента AMarkets .

На очереди продукты питания. Ценники взлетят вслед за пшеницей, рекордно подорожавшей на внутреннем рынке. По данным Минсельхоза, пшеница третьего класса 15 октября стоила 13 137 рублей за тонну (плюс 0,7% за неделю), четвертого класса — 12 083 рубля (плюс 1,7%).

"Мировые биржевые цены в США поднялись на 27,3% с середины августа по 26 октября. На Лондонской бирже за тот же период — на 17,4 процента", — уточняет главный аналитик "ТелеТрейда" .

Соответственно, дорожают хлеб, мясо, масло.

Под одну гребенку

От пандемии пострадала вся негосударственная экономика. Число предприятий малого и среднего бизнеса в России уменьшилось на 22,5 процента.

"Повторный локдаун может сократить их вдвое", — предупреждает Сергей Беляков.

Однако данные ассоциации разнятся с официальными. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет , на 10 августа падение — 4,2 процента.
Все дело в методах учета, отличающихся у ведомств, не говоря уже об игроках рынка. Кроме того, есть тонкость с классификацией субъектов. Например, выделяет малые и средние предприятия только среди юридических лиц, а индивидуальных предпринимателей (ИП) рассматривает отдельно. Единый реестр отображает ИП как микро, малые и средние.
Глава Минпромторга не видит причин для паники. По его словам, магазины розничной торговли и предприятия общепита продолжат работать, если будут соблюдать все требования Роспотребнадзора. И, безусловно, многое зависит от эпидемиологической обстановки.

"Вторая волна грозит массовыми банкротствами торговых предприятий. Отрасль не восстановится до докризисного уровня в течение нескольких лет. С рынка уйдет много игроков, что повлечет за собой потерю рабочих мест", — полагает Артем Деев.

Безработица растет. Пик пришелся на сентябрь. По данным Минтруда, в прошлом месяце в центры занятости обратились 3,7 миллиона человек, в августе — 3,6.

Остаться на плаву

Ситуацию усугубляет завершение периода налоговых льгот. Приходит пора отложенных выплат. Предприниматели призывают правительство отсрочить НДС и страховые взносы во внебюджетные фонды на полгода. По их оценке, суммарный эффект этой меры для торговли превысит 405 миллиардов рублей.
Кроме того, бизнес предлагает ограничить ставку за расчеты банковскими картами — не более процента. Обсуждают также оплату больничных листов, обязательное тестирование сотрудников на COVID-19 на средства .
Однако вряд ли власти пойдут навстречу продавцам, считает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами .

"Бюджет уже сверстан, а ситуация с его наполнением непростая", — напоминает он.

И все же некоторые послабления со стороны правительства помогли бы бизнесу остаться на плаву, подчеркивает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова Дмитрий Завьялов.

"Согласно данным Сбербанка по онлайн-кассам, к октябрю большинство активных торговых точек с трудом вышли на мартовский уровень продаж. Общепит, туризм, сфера развлечений сократились на 40-50 процентов. Исключение — контрактные услуги, телекоммуникации и цифровые товары — там рост от 37 до 46 процентов. Это отражает ситуацию с потреблением, которое за период пандемии существенно снизилось", — говорит собеседник агентства.

В условиях экономической нестабильности предпринимателям сложно что-либо планировать. Неопределенность влияет и на клиентов: опасаясь новых ограничений, люди стараются меньше тратить. И какой из этого выход, пока не ясно ни бизнесу, ни потребителям.
Видео дня. Доля просрочки по выданным Россией госкредитам достигнет 25%
Комментарии 2
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео