Войти в почту

Какова ситуация с кадрами в отечественной гражданской авиации?

Сокращение зарплат пилотам «Аэрофлота» планируется с 1 января будущего года. Приказ был подписан 27 октября, рассказали Business FM в Шереметьевском профсоюзе летного состава. Из-за пандемии значительно снизилось количество рейсов, особенно международных. Авиаперевозчики испытывают серьезные финансовые трудности и стремятся экономить.

Какова ситуация с кадрами в отечественной гражданской авиации?
© BFM.RU

Теперь перед пилотами стоит выбор — согласиться на менее выгодные условия или уволиться, говорит президент профсоюза Игорь Дельдюжов.

Игорь Дельдюжов президент Шереметьевского профсоюза летного состава​ «Потери при максимальном налете достигают 30%. У командира это примерно 150 тысяч рублей, у второго пилота — 90 тысяч рублей. На выходные командиры эскадрилий обзванивали персонал и заставляли срочно поставить галочку об ознакомлении в системе внутренней компьютерной связи «Аккорд». Потому что работодатель обязан уведомить работника за два месяца до введения изменений в условия труда. Вызывают людей в отдел кадров и настойчиво рекомендуют подписать уже дополнительное оглашение. Кто-то подписывает, а кто-то берет тайм-аут подумать, стоит ли оставаться в компании».

Профсоюз считает, что «Аэрофлот» был обязан согласовать свое решение с единым представительским органом работников, и требует отменить приказ. Однако снизить зарплату в одностороннем порядке действительно можно — согласно 74-й статье Трудового кодекса, работодатель вправе это сделать при наличии технологических либо организационных изменений. И если дело попадает в суд, то исход будет зависеть от того, насколько виртуозно поработали здесь юристы компании, говорит партнер юридической фирмы Five stones consulting Александр Карпухин.

Александр Карпухин партнер юридической фирмы Five stones consulting «Очень часто, особенно в последнее время, работодатели говорят о том, что изменившиеся условия хозяйствования, они не дают возможности сохранить в силе действующие заработные платы и в связи с этим, в том числе в связи с уменьшением нагрузки, они уменьшают заработную плату в одностороннем порядке. Через два месяца, если работник не согласен работать в изменившихся условиях, трудовой договор с ним прекращается. Но это прекращение происходит не по инициативе работодателя, а по отдельному основанию, предусмотренному ТК. И формально сохраняются основания для получения господдержки. Каждый подобный случай, при возникновении судебных споров, расследуется на предмет того, действительно ли имеет место технологические или организационные изменения. И существует ли связь с тем, что надо в данном случае срезать работнику заработную плату».

Система оплаты пилотов — за час полетного времени — не менялась с советских времен. Специалисты говорят, что она давно устарела и размер зарплаты должен соответствовать квалификации. Пилоты стремятся налетать побольше часов, а это значит, они не успевают толком отдохнуть, не смотрят на самочувствие и рискуют, летая в плохую погоду и при мелких неполадках. Уволив сотрудников, авиакомпания сама роет себе яму. Пандемия рано или поздно закончится, число рейсов восстановится, а летать будет некому, говорит вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

Альфред Малиновский вице-президент Профсоюза летного состава России «Не хватает где-то 20-25% относительно объема даже до коронавируса. Летчики «переналетывали» все нормы, мыслимые и немыслимые. Наукой установлено — летать 80 часов в месяц и в год 800. Летают по 90 и по 100 часов в месяц, и по 900, и по тысяче часов в год. Это накапливаемая усталость. То есть напрашивается вопрос: кто возит пассажиров? Профессия летчиков — это товар скоропортящийся, опасные и вредные для здоровья условия труда. Уносят быстро здоровье, летчики уходят, ресурс летчика — 20 лет максимум, и потом списывают его. И пополнять его нечем сегодня, училища у нас обескровлены и материальной частью, и преподавателями».

Подобное характерно практически для всех отечественных авиакомпаний, говорит Альфред Малиновский. Еще один момент. Как нам сказали в профсоюзе, «Аэрофлот» также сокращает и часть авиапарка. SuperJet уйдут авиакомпании Россия, а Boeing-737 — «Победе». Сотни сотрудников теперь в подвешенном состоянии. Перевелись только десять экипажей, остальные могут остаться за бортом.