Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Какова ситуация с кадрами в отечественной гражданской авиации?

Сокращение зарплат пилотам планируется с 1 января будущего года. Приказ был подписан 27 октября, рассказали в Шереметьевском профсоюзе летного состава. Из-за пандемии значительно снизилось количество рейсов, особенно международных. Авиаперевозчики испытывают серьезные финансовые трудности и стремятся экономить.

Какова ситуация с кадрами в отечественной гражданской авиации?
Фото: BFM.RUBFM.RU

Видео дня

Теперь перед пилотами стоит выбор — согласиться на менее выгодные условия или уволиться, говорит президент профсоюза .

Игорь Дельдюжов президент Шереметьевского профсоюза летного состава «Потери при максимальном налете достигают 30%. У командира это примерно 150 тысяч рублей, у второго пилота — 90 тысяч рублей. На выходных командиры эскадрилий обзванивали персонал и заставляли срочно поставить галочку об ознакомлении в системе внутренней компьютерной связи «Аккорд». Потому что работодатель обязан уведомить работника за два месяца до введения изменений в условия труда. Вызывают людей в отдел кадров и настойчиво рекомендуют подписать уже дополнительное соглашение. Кто-то подписывает, а кто-то берет тайм-аут подумать, стоит ли оставаться в компании».

Профсоюз считает, что «Аэрофлот» был обязан согласовать свое решение с единым представительским органом работников, и требует отменить приказ. Однако снизить зарплату в одностороннем порядке действительно можно — согласно 74-й статье Трудового кодекса, работодатель вправе это сделать при наличии технологических либо организационных изменений. И если дело попадает в суд, то исход будет зависеть от того, насколько виртуозно поработали здесь юристы компании, говорит партнер юридической фирмы Five stones consultingн.

Александр Карпухин партнер юридической фирмы Five stones consulting «Очень часто, особенно в последнее время, работодатели говорят о том, что изменившиеся условия хозяйствования, они не дают возможности сохранить в силе действующие заработные платы и в связи с этим, в том числе в связи с уменьшением нагрузки, они уменьшают заработную плату в одностороннем порядке. Через два месяца, если работник не согласен работать в изменившихся условиях, трудовой договор с ним прекращается. Но это прекращение происходит не по инициативе работодателя, а по отдельному основанию, предусмотренному ТК. И формально сохраняются основания для получения господдержки. Каждый подобный случай при возникновении судебных споров расследуется на предмет того, действительно ли имеют место технологические или организационные изменения. И существует ли связь с тем, что надо в данном случае срезать работнику заработную плату».

Система оплаты работы пилотов — за час полетного времени — не менялась с советских времен. Специалисты говорят, что она давно устарела и размер зарплаты должен соответствовать квалификации. Пилоты стремятся налетать побольше часов, а это значит, они не успевают толком отдохнуть, не смотрят на самочувствие и рискуют, летая в плохую погоду и при мелких неполадках. Уволив сотрудников, авиакомпания сама роет себе яму. Пандемия рано или поздно закончится, число рейсов восстановится, а летать будет некому, говорит вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

Альфред Малиновский вице-президент Профсоюза летного состава России «Не хватает где-то 20-25% относительно объема даже до коронавируса. Летчики «переналетывали» все нормы, мыслимые и немыслимые. Наукой установлено — летать 80 часов в месяц и в год 800. Летают по 90 и по 100 часов в месяц, и по 900, и по тысяче часов в год. Это накапливаемая усталость. То есть напрашивается вопрос: кто возит пассажиров? Профессия летчика — это товар скоропортящийся, опасные и вредные для здоровья условия труда. Уносят быстро здоровье, летчики уходят, ресурс летчика — 20 лет максимум, и потом списывают его. И пополнять его нечем сегодня, училища у нас обескровлены и в плане материальной части, и в плане преподавателей».

Подобное характерно практически для всех отечественных авиакомпаний, говорит Альфред Малиновский. Еще один момент. Как радиостанции сказали в профсоюзе, «Аэрофлот» также сокращает и частet уйдут авиакомпании «Россия», а Boeing 737 — «Победе». Сотни сотрудников теперь в подвешенном состоянии. Перевелись только десять экипажей, остальные могут остаться за бортом.