Какие фразы нужно говорить на собеседовании с эйчаром
Почему на первом собеседовании принято приседать в реверансах и покорять улыбками человека, который ничего не понимает в программировании, хирургии, слесарном деле, а то и вовсе не отличает дебет от кредита? Что это вообще за существо такое — эйчар?
Эйчар — это первый фильтр, через который проходит почти каждый, кто ищет работу. Задача этого «фильтра» не допустить, чтобы руководство компании тратило время на людей, которые не впишутся в корпоративную культуру компании. У вас еще будет возможность продемонстрировать профессионализм, знание терминологии и экспертное мнение будущему руководителю или коллегам, если сумеете доказать, что вы адекватный человек с развитым умением общаться и другими «софт-скиллами» (навыками тайм-менеджмента, дисциплиной, пунктуальностью, критическим мышлением). А пока... Представьте, что вы попали на профессиональное мероприятие для специалистов в вашей сфере. Все понимают друг друга с полуслова, выступают и общаются на профессиональном сленге, в курсе последних новостей отрасли. Вы сразу чувствуете себя своим и уважаете законы этого микромира. Эйчар-сообщество — тоже микромир, а ответы на собеседовании — ваше небольшое, но ответственное выступление. Умение говорить с эйчарами на их особом языке повысит ваши шансы пройти дальше первого собеседования — до встречи с будущим руководителем и приглашения на работу.
Что надо говорить эйчарам на собеседовании
Мы составили шаблоны «идеальных» ответов на главные вопросы первого интервью — вам нужно подставить свои достижения, кейсы, опыт, личные качества. А то, что получится, — воспроизвести на встрече с эйчаром. Эйчар: «Расскажите о вашем опыте». «На прежнем месте работы я занимался... решал... выполнял... проводил... руководил... В этом мне помогали знания... и... Кроме того, я умею... За время работы я добился положительных результатов: количество клиентов выросло на... степень удовлетворенности клиентов обслуживанием (согласно опросам) возросла на... Мое предложение по оптимизации... сэкономило компании...» Эйчар: «Почему вы ушли с прежнего места работы?» «В компании на момент ухода у меня не было возможности развиваться как профессионалу. В течение... лет я выполнял примерно одни и те же обязанности и отлично с ними справлялся. Например... (тут нужен конкретный пример из практики, когда вам что-то удалось). Работа и продукт мне нравились, отношения с коллегами были отличные, и я верил, что компания использует не все возможности на нашем рынке. Прошел профессиональное переобучение на... и предложил руководству идеи по развитию бизнеса, был готов взять на себя новые задачи и ответственность, но руководству это было не нужно. Я осознал, что достиг потолка». Эйчар: «Почему вы хотите работать у нас?» «Я очень обрадовался, когда увидел эту вакансию. Мне нравятся ваши продукты, особенно... — себе такой взял и был бы рад всем знакомым продать. (Улыбка.) Я вижу, что компания активно растет, планирует выйти на рынки... — а у меня как раз есть соответствующий опыт и связи... (дальше нужно назвать конкретные примеры). Кроме того, я верю, что лучше всего человек работает на своем месте, а я идеально подхожу для этой должности, потому что так давно занимаюсь продажей продуктов... (названия продуктов), знаю о них всё, и они мне даже во сне снятся». или «Я из рода потомственных... и мне всегда нравилось... (что-то делать). К сожалению, так сложилось, что я получил образование, далекое от этой сферы, но продолжал ею интересоваться. Работа в вашей компании поможет мне стать ближе к своим корням». или «Я с детства мечтал стать летчиком, но не прошел по здоровью. Продажа самолетов топовым авиаперевозчикам приблизит меня к детской мечте». Эйчар: «Почему вы? (Почему мы должны взять именно вас?)» «В компании сложилась ситуация, при которой... Это создавало следующую проблему... Руководство поставило цель... Я предложил несколько гипотез и вариантов решений. Принялся тестировать их одну за другой. Гипотеза... оказалась верной, поэтому я провел следующие мероприятия... (нужно перечислить, что вы сделали). В результате... — и цель была достигнута. Считаю, что причиной успешного исхода дела стало то, что я... (тут нужно указать ваши сильные стороны), умею... (навыки, в том числе навыки общения), знаю... (программы, инструменты, законы и т. д.)» или «У моей компании была цель выйти на рынок… (какой именно), но не хватало специалистов со знанием… (какими именно знаниями). Я решил, что мне эта задача интересна, проучился и предложил свою кандидатуру. Уже через год у нас появилось... клиентов на этом рынке, и с тех пор их количество стабильно растет». или «Когда я пришел в компанию... я понятия не имел, как делать... Но благодаря... я научился... — и уже через... месяцев принес... (здесь нужно указать результат с цифрами)».
Чего не стоит говорить эйчарам
Оставим в стороне очевидное: «Я к вам временно», «Мне бы до пенсии как-нибудь доработать», «Хорошо, что Меркурий нынче не ретрограден, значит, ваша компания мне подходит», «Нет, вопросов к вам у меня нет — вы же уже про зарплату сказали», «Я так-то работать не люблю, просто жена заставляет». Есть и другие, кажется, довольно обычные фразы, которые точно заставят эйчаров насторожиться, а ваши шансы получить работу резко снизятся. Мы попросили экспертов с большим опытом в подборе персонала объяснить, почему эти фразы нужно занести в стоп-лист и чем их лучше заменить.
«По первому высшему образованию я юрист, по второму — экономист, защитился на кандидата, за последние пять лет прошел несколько курсов повышения квалификации по разным направлениям работы».
Само по себе образование — не безусловный козырь, а лишь повод предположить, что вы справитесь с работой. Подчеркните, что вы постоянно совершенствуете навыки, а затем «оцифруйте» полученные знания в конкретные результаты для работодателя: каких улучшений в результате добились, сколько денег сэкономили, какие учебные инсайты вылились в рост продаж или прибыли. Екатерина Полукеева, карьерный консультант
«Я устала и выгорела на прежней работе. Вы даже не представляете, как меня достал начальник, коллеги, вид из окон и капризы клиентов. Надо было что-то менять!»
Такую честность эйчар вряд ли высоко оценит. Скорее, справедливо заподозрит, что вы пришли на новое место отдохнуть, переждать, отсидеться «за оклад» — а вовсе не работать. Екатерина Тарасова, эксперт по карьере
«С начальником мне очень не повезло: постоянно приписывал себе мои достижения, при этом не мог четко сформулировать задачи и презентовать идеи сотрудников так, чтобы их приняло руководство. В общем, если бы не я, его бы давно уволили».
Запретите себе говорить плохо о предыдущем работодателе, критиковать эмоционально и без аргументов руководство или корпоративную политику и уж тем более — привирать при описании своих заслуг. Екатерина Полукеева
«Да я с коллегами разругался! Эти лентяи только и делали, что подставляли меня перед начальником».
Когда вы ругаете прошлого руководителя, эйчар думает: «Та-а-ак, это он и о нас так же будет говорить. Человек конфликтный». Если конфликт был, уйти от прямого вопроса невозможно или вы подозреваете, что эйчару о нем уже известно, — без эмоций расскажите, в чем конкретно не сошлись взгляды, как вы решали спорный вопрос и почему поняли, что конфликт неразрешим, а вам не по пути с компанией. Екатерина Тарасова
«На прежнем месте я ежемесячно продавал на... миллионов, благодаря чему весь отдел неизменно выполнял планы продаж в размере... миллионов. Всё потому, что мы смогли выйти на партнеров... предложив им скидку в размере...»
Вариантов тут быть не может: не раскрывайте коммерческую тайну. Эйчар справедливо сочтет, что вам нельзя доверять, а секреты нового работодателя станут для вас козырем при следующем трудоустройстве. Екатерина Полукеева
«Простите, но вы совершенно ничего не понимаете в моей профессии и обязанностях, так что не сможете нормально оценить мои навыки и понять, насколько я эксперт».
Пренебрежительное отношение к эйчару не сделает собеседование приятным для обеих сторон. Классный специалист всегда может доступно и лаконично объяснить любому неподготовленному слушателю, чем именно он занимается. Кроме того, часто эйчар глубоко погружен в бизнес-процессы компании и хорошо понимает, какими навыками должен обладать специалист, чтобы стать интересным на следующем этапе — интервью с руководителем. Инна Горбушина, директор по персоналу
«Мой единственный недостаток — перфекционизм» / «О себе скажу, что обладаю отличной стрессоустойчивостью».
Сопроводите подобные утверждения конкретными примерами из профессионального или личного опыта, и тогда у эйчара не возникнет внутреннего ощущения «никогда раньше — и вот опять». Екатерина Полукеева
«Раньше я барменом работал, причем в лучших барах города. Но захотелось уже “нормальной” работы. Риелтор — то, что нужно. Почему бы и да?»
Лучше проговорите, что на предыдущей работе вы много общались с людьми, умеете считывать потребности, предлагать оптимальное решение и верите, что этот опыт будет полезен в новой сфере. Екатерина Полукеева
«Вы поймите: мне ну очень нужна эта работа. Воспитываю одна ребенка, муж от алиментов бегает, без денег сидим уже полгода с тех пор, как меня на прежнем месте сократили… А у меня ведь еще ипотека и пожилые родители!»
Человечность и сочувствие никто не отменял, но держитесь ближе к тексту вакансии и правильно расставляйте акценты: вы хотите эту работу, потому что подходите для нее и будете полезны работодателю, а не потому, что нет другого выхода, кроме как «очень хотеть». Екатерина Тарасова
Редактор: Наталия Алекса Иллюстрация: Antonello Marangi / Shutterstock