Какой государственный аппарат нам нужен?

По словам премьера, на федеральном уровне управленческие должности сократят на 5%, на территориальном — на 10%. По мнению Мишустина, стране нужен «не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов», а также «чётко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Поэтому без сокращений штатной численности не обойтись.

Какой государственный аппарат нам нужен?
© Финансовая газета

Кроме того, предполагается дальнейшее развитие функциональных возможностей портала «Госуслуги», посредством которого будет обеспечено увеличение потока запросов граждан в ряд федеральных министерств и ведомств. Глава кабмина возводит оптимизацию к уровню нового витка административной реформы. Так, расширение возможностей «Госулуг», это, по сути, еще один шаг в сторону построения «сервисного государства».

Однако простое сокращение общего числа чиновников вряд ли приведет к существенному улучшению качества государственного управления. Тем более, что, по словам Мишустина, сократят не действующие должности, а вакантные. О необходимости этой меры в Минфине говорят уже несколько лет. К тому же такого рода акции проводились без особого успеха и ранее. В будущем году в условиях дефицита федерального бюджета расходы на госуправление в любом случае придется сокращать.

Напомним, что недавно Минфин предложил на 10% сократить численность силовых структур. Но такая оптимизация там была встречена в штыки. Правда, Мишустин все же обещает в основном не урезать фонд зарплаты, что позволит немного увеличить денежное довольствие оставшимся эффективным управленцам.

Фактически административная реформа с разной степенью успешности и откатами на прежние позиции проводится в России с 2004 года, когда было в масштабном плане проведена реорганизация структуры самого правительства. Вице-премьера тогда оставили одного, а министерские должности сократили в три раза — до 8. Учредили помимо министерств множество федеральных служб и агентств. Но желаемого эффекта так и не дождались. Пришлось тасовать управленческую колоду и в дальнейшем. Также без заметных успехов.

По-видимому, сказывается игнорирование реальных запросов к современному госуправлению со стороны бизнеса и гражданского общества. Еще в ходе разработки административной реформы предлагалось в качестве первого шага выявить излишние государственные функции с тем, чтобы их ликвидировать. Еще Ленин предложил формулу эффективного госуправления — «Лучше меньше, да лучше». Поэтому, например, сокращение штатов необходимо синхронизировать с проведением так называемой «регуляторной гильотины», предполагающей ликвидацию устаревших и избыточных надзорных и контрольных функций государства.

18 ноября 2020 года в 18:00 по Мск приглашенные эксперты «Клуба Фингазеты» ответят на вопросы: какой на самом деле нужен нам госаппарат и как добиться его реального реформирования?

К участию в дискуссии приглашены:

Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России». Сергей Марков, генеральный директор НП «Институт политических исследований». Алексей Ведев, заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара. Андрей Нечаев, профессор. Евгений Гонтмахер, профессор ВШЭ.

Модератор: Константин Смирнов — обозреватель «Финансовой газеты».

Трансляцию заседания смотрите на нашей странице Facebook.