Какой государственный аппарат нам нужен?
По словам премьера, на федеральном уровне управленческие должности сократят на 5%, на территориальном — на 10%. По мнению Мишустина, стране нужен «не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов», а также «чётко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Поэтому без сокращений штатной численности не обойтись.
Кроме того, предполагается дальнейшее развитие функциональных возможностей портала «Госуслуги», посредством которого будет обеспечено увеличение потока запросов граждан в ряд федеральных министерств и ведомств. Глава кабмина возводит оптимизацию к уровню нового витка административной реформы. Так, расширение возможностей «Госулуг», это, по сути, еще один шаг в сторону построения «сервисного государства».
Однако простое сокращение общего числа чиновников вряд ли приведет к существенному улучшению качества государственного управления. Тем более, что, по словам Мишустина, сократят не действующие должности, а вакантные. О необходимости этой меры в Минфине говорят уже несколько лет. К тому же такого рода акции проводились без особого успеха и ранее. В будущем году в условиях дефицита федерального бюджета расходы на госуправление в любом случае придется сокращать.
Напомним, что недавно Минфин предложил на 10% сократить численность силовых структур. Но такая оптимизация там была встречена в штыки. Правда, Мишустин все же обещает в основном не урезать фонд зарплаты, что позволит немного увеличить денежное довольствие оставшимся эффективным управленцам.
Фактически административная реформа с разной степенью успешности и откатами на прежние позиции проводится в России с 2004 года, когда было в масштабном плане проведена реорганизация структуры самого правительства. Вице-премьера тогда оставили одного, а министерские должности сократили в три раза — до 8. Учредили помимо министерств множество федеральных служб и агентств. Но желаемого эффекта так и не дождались. Пришлось тасовать управленческую колоду и в дальнейшем. Также без заметных успехов.
По-видимому, сказывается игнорирование реальных запросов к современному госуправлению со стороны бизнеса и гражданского общества. Еще в ходе разработки административной реформы предлагалось в качестве первого шага выявить излишние государственные функции с тем, чтобы их ликвидировать. Еще Ленин предложил формулу эффективного госуправления — «Лучше меньше, да лучше». Поэтому, например, сокращение штатов необходимо синхронизировать с проведением так называемой «регуляторной гильотины», предполагающей ликвидацию устаревших и избыточных надзорных и контрольных функций государства.
18 ноября 2020 года в 18:00 по Мск приглашенные эксперты «Клуба Фингазеты» ответят на вопросы: какой на самом деле нужен нам госаппарат и как добиться его реального реформирования?
К участию в дискуссии приглашены:
Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России». Сергей Марков, генеральный директор НП «Институт политических исследований». Алексей Ведев, заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара. Андрей Нечаев, профессор. Евгений Гонтмахер, профессор ВШЭ.
Модератор: Константин Смирнов — обозреватель «Финансовой газеты».
Трансляцию заседания смотрите на нашей странице Facebook.