«Дело не в правде, а в выгоде»: что такое мировое соглашение и как его составить?
Найти справедливость зачастую можно только в суде, но некоторые дела проще разрешить мирно. К примеру, споры о наследстве, конфликты, возникшие между близкими родственниками или партнерами по бизнесу. Какой бы сложной и неразрешимой ни казалась ситуация, опытный юрист всегда поможет сторонам договориться. Чтобы не доводить дело до суда, можно прибегнуть к мировому соглашению – практике, которая широко применяется во всем мире. Этот метод урегулирования споров – распространенная альтернатива длительному и трудозатратному судебному разбирательству. Впрочем, без суда здесь тоже не обойтись: чтобы мировое соглашение вступило в силу, его должен утвердить судья.
С понедельника по четверг на телеканале «МИР» смотрите новое шоу «Мировое соглашение». Это наглядное пособие для тех, кто считает, что в сложных ситуациях разобраться можно только через суд. На примерах самых запутанных и, казалось бы, неразрешимых споров ведущая и профессиональный юрист Мария Сбежнева покажет, что компромисс можно найти всегда, и объяснит, почему это выгодно для всех сторон. Смотрите шоу «Мировое соглашение» с понедельника по четверг в 16:15 сразу после новостей на телеканале «МИР».
Как правильно заключить мировое соглашение, какую форму оно имеет и в каких случаях является лучшим выходом из конфликта, «МИР 24» выяснил у юристов.
Компромисс, который экономит время и деньги
«Мировое соглашение – это договоренность между сторонами. То есть до этого спор решиться не мог, а в процессе разбирательств найдено решение, которое устраивает обе (или больше) стороны. Оно утверждается судом и существовать может исключительно в письменном виде. Впрочем, любые договоренности лучше оформлять письменно, будь то деньги в долг или размер алиментов (в этом случае возможно и нотариальное удостоверение в досудебном порядке)», – говорит юрист Алексей Бутенко.
В силу мировое соглашение вступает после того, как суд вынес определение о его утверждении. «Например, стороны договорились о том, что заемщик будет отдавать долг частями по другому графику, а кредитор снизит неустойку. Это оформляется письменно, суд утверждает и выносит определение – мировое соглашение подлежит немедленному исполнению», – объясняет юрист.
По словам Бутенко, мировое соглашение может принести немалую выгоду – как в материальном, так и в моральном плане.
«Мировое соглашение экономит время и деньги: снижаются судебные расходы, прекращается судебный процесс, который может длиться годами. Например, спор о защите прав потребителя – потребитель требует вернуть деньги за некачественный товар, а продавец отказывает. В суде мало того что может потребоваться экспертиза (а это деньги и время), так и ответчик, помимо цены товара, вернет еще неустойку, потребительский штраф, возможно, моральный вред, судебные расходы по уплате госпошлины также возложат на него. А если стороны договорятся мирно, то продавец сэкономит деньги», – отмечает юрист.
Кроме того, в большинстве случаев мировое соглашение позволяет сохранить нормальные отношения между участниками конфликта – это особенно актуально для семейных споров.
«Согласитесь, одно дело судебная тяжба, в которой обе стороны упорствуют, «делят» ребенка и торгуются по сумме алиментов. К концу процесса испорчены нервы и сформировалась стойкая неприязнь. Заключение мирового соглашения с уступками обеим сторонам поможет этого избежать. А в случае споров с детьми вдобавок сохранит отношения ребенка с обоими родителями. Поэтому мировое соглашение применяется достаточно часто во всех видах споров. Банк хочет реализовать ипотечную квартиру за просрочку, а заемщик предлагает компромисс, достаточно выгодный финансово и посильный для него? Мировое соглашение выгодно обеим сторонам. Алиментные дела, компенсации, трудовые споры и многие другие», – перечисляет Бутенко.
Ряд экспертов уверяет, что в современных российских реалиях мировые соглашения не особенно популярны: дескать, у нас люди не склонны доверять друг другу, в законах недостаточно стимулов для примирения, а в оппоненте каждый видит едва ли не террориста, с которым нельзя вступать в мирные переговоры. Особенно это касается экономических споров. Как показывает статистика Судебного департамента при Верховном суде, в 2018 году арбитражные суды утвердили лишь 31 059 мировых соглашений – это 7% от общего числа рассмотренных споров. Но по словам Алексея Бутенко, популярность мировых соглашений в последние годы неуклонно растет и эта тенденция продолжит развиваться.
«Мировые соглашения заключаются все же достаточно часто, и этот процент будет расти – в России активно внедряется институт медиаторов и судебных примирителей, чья задача как раз профессионально провести переговоры сторон и подвести их к компромиссу. Ведь в целом мало кто рассматривает вообще возможность договориться миром, раз уж оказались в суде – ведь для многих это крайняя точка кипения. И несмотря на то, что в процессе судья обязательно укажет на такую возможность, стороны отнесутся с недоверием: ведь они уже один раз не договорились – до суда, зачем пробовать еще раз? Между тем, если утвержденное судом мировое соглашение не исполняется, возможно принудительное исполнение», – объясняет юрист.
Но даже если оппоненты успешно договорились между собой, суд может не утвердить их соглашение в том случае, если оно явно (или не явно, но это следует из норм права) нарушает права одной или нескольких сторон-участников соглашения, напоминает эксперт.
Генетический код не позволяет доверять людям и документам
Итак, мы разобрались в том, что такое мировое соглашение. Если говорить на языке юристов, это документ гражданско-правового характера о прекращении спора конфликтующих сторон на основе добровольного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок. Мировое соглашение может содержать любые условия, которые не противоречат закону. Но, как уже отмечалось выше, в отличие от других гражданско-правовых соглашений мировое обязательно должен утвердить суд.
«При этом появляются дополнительные последствия, установленные ст. 221 ГПК РФ. Так, утверждая мировое соглашение, стороны не смогут в будущем обратиться в суд с иском по этому же спору в отношении друг друга», – уточняет адвокат, председатель коллеги Адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим.
Сторонами мирового соглашения являются стороны арбитражного процесса, то есть истец и ответчик. Они должны участвовать в мировом соглашении и явно выражать свое согласие на его заключение. Что касается формы соглашения, она должна быть письменной, поскольку необходимо визирование сторон или их представителей (при наличии у последних прав на заключение мирового соглашения, подтвержденных доверенностью или иным подобным документом), отмечает Ольга Сулим.
«Впрочем, на судебном заседании можно заключить устное мировое соглашение. В этом случае волеизъявление сторон вносится в протокол судебного заседания, и участники ставят в нем свои подписи, – подчеркивает она. – При составлении письменного соглашения очень важно следить за тем, чтобы были соблюдены все условия предписания гражданско-правовых договоров, так как к мировому соглашению применяются все правила о недействительности сделок. Неоспоримость пунктов договора – главный момент. Все положения должны быть окончательными и не требующими каких-либо толкований, не порождающими сложностей и споров при исполнении. Договор не должен включать такие положения, которые выполняются при одних условиях и не выполняются при других».
Установленные в договоре обязательства обе стороны выполняют самостоятельно. Но бывают случаи, когда после утверждения договора одна из сторон отказывается выполнять свои обязательства.
«Чтобы обеспечить выполнение условий, следует подать в судебные органы заявление о выдаче исполнительного листа и после получения предоставить его в судебную службу приставов по месту жительства ответчика. Для отмены мирового соглашения нужно подать апелляционную или кассационную жалобу на определение суда, вынесенное для его утверждения. Если вышестоящий суд найдет в определении серьезные нарушения правовых норм, то определение будет отменено и направлено на новое рассмотрение», – говорит Сулим.
Адвокат подчеркнула, что в российских законах полностью прописаны механизмы использования мирового соглашения, однако «генетический код не позволяет людям доверять друг другу, а уж тем более документу». «Особо хитрые пытаются всячески обойти судебное решение, чтобы отстоять свои права. Но в таком случае просто не стоит заключать мировое соглашение, ведь оно должно удовлетворить обе стороны», – обращает внимание Ольга Сулим.
В каких случаях суд может отклонить мировое соглашение?
В законную силу мировое соглашение вступает по истечении 15 рабочих дней после вынесения определения, если оно не было обжаловано, а в случае обжалования – в день вынесения апелляционного определения, если оно не отменяет решение первой инстанции, уточняет ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов.
«Практика заключения мировых соглашений нередко имеет место при рассмотрении споров о возмещении вреда, взыскании задолженности, разделе общего имущества и многим другим. Количество дел, заканчивающихся мировым соглашением, значительно меньше тех, по которым оно не достигается. Ожидать обратного было бы неправильно, так как, решившись на сложную процедуру судопроизводства, сторона истца в большинстве случаев уже ранее рассматривает возможность договорного решения вопроса и убеждается в нецелесообразности данного [судебного] пути», – говорит Тулупов.
Плюсом мировых соглашений, по его мнению, является упрощение процедуры вынесения судебного акта. Минусом в ряде случаев является то, что определенные договоренности, закрепленные в мировом соглашении, иногда трудно исполнить принудительно в случае, если соглашение не исполняется добровольно. Часть 2 статьи 39 ГПК РФ устанавливает, что суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
«Так, в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020, описан случай отмены определения суда об утверждении мирового соглашения, в котором стороны признавали факт задолженности по сделке на крупную сумму. Верховный Суд указал, что не были учтены сведения о наличии у ответчика задолженности перед иными лицами. Так, согласно сведениям ФССП России на 6 марта 2018 года, в отношении ответчика имелось пять исполнительных производств, задолженность по которым составляла 15 274 490 рублей. Кроме того, имелась задолженность по налогам и сборам в размере 1 866 289 рублей. Судом не дана оценка доводам о том, что договор, задолженность по которому взыскивалась по данному спору, являлся мнимым. Но, разумеется, фактов отказа в утверждении мирового соглашения значительно меньше, чем фактов его утверждения», – отмечает Юрий Тулупов.
Кто такие медиаторы и зачем они нужны?
Наряду с мировым соглашением в последние годы все более популярным становится термин «медиативное соглашение» – сегодня его часто можно встретить в адвокатской практике. Что это за документ и чем он отличается от мирового соглашения, мы узнали у адвоката, медиатора, президента Национальной ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет» Юлии Дубининой.
«Мировое соглашение – это когда я, условно говоря, пришла в суд по вашему иску, и вы мне говорите: «Ладно, давай я вот тут подвинусь чуть-чуть, а ты вот здесь немного подвинься». При этом я вообще, может, не согласна вам ничего платить, потому что я считаю, например, что я свои услуги выполнила качественно и мы не можем это обсуждать – у нас конфликт. А в процедуре медиации между конфликтующими сторонами стоит медиатор, который выявляет их потребности, интересы – чего вы хотите на самом деле. Например, вы оплатили обучение у меня в школе и пришли забирать деньги, а я их не возвращаю. Но медиатор обязательно выяснит, что за этим стоит, что не так: может быть, вам не понравилось, а может быть, у вас не было времени? И тогда я вам предложу, допустим, обучение с другим потоком или в индивидуальном порядке. Мы же в суде эти вопросы не выясняем. В суде есть две позиции: «верни мне деньги» и «не верну, потому что все сроки прошли, это ваши проблемы». А в процедуре медиации медиатор выясняет, чего вы хотите и чего я хочу, за каждой позицией стоит интерес. У суда и адвокатов нет времени и навыков, чтобы это объяснять, поэтому медиатор – это отдельная профессия», – объясняет Дубинина.
По ее словам, медиативные соглашения сегодня заключаются все чаще и в самых разных сферах, начиная от бизнеса и заканчивая семейными спорами.
«Почему люди идут на процедуру медиации? Вопрос же не в мире. Вопрос в том, что, когда вы идете в суд, вы не знаете, какое решение он вынесет. То есть вы какое-то жизненно важное решение, касающееся вашей жизни, судьбы вашей фирмы и так далее, делегируете принимать абсолютно постороннему человеку, и вы до последнего не знаете, какое решение он примет. Я практикующий адвокат, у меня почти 20 лет адвокатского стажа, и я уже видела столько решений, когда, казалось бы, «правда на нашей стороне». Только в суде же дело не в правде, а в соответствии с требованиями закона, в том числе – в части доказательств. Поэтому правда может быть сколь угодно на вашей стороне, но если вы не собрали достаточно доказательств для вынесения решения суда [в вашу пользу], оно может вас сильно удивить – не в хорошем смысле», – подчеркивает адвокат.
Медиативное соглашение, как и мировое, представляет собой исполнительный документ, только заверяется он не в суде, а у нотариуса.
«С 2019-го года у нас есть механизм заверения медиативного соглашения нотариально. После того, как стороны заключили между собой медиативное соглашение, они идут к нотариусу, заверяют соглашение, и тогда оно начинает иметь силу исполнительного лица, то есть, по сути, становится исполнительным документом по типу судебного приказа. И если вдруг что-то не складывается, вы уже это соглашение несете судебным приставам, и они на основании него возбуждают исполнительное производство. Это такая дополнительная подстраховка», – объясняет Юлия Дубинина.
Сегодня услугами медиаторов активно пользуются и крупные, и небольшие компании. Особенно выгодно это стало с приходом пандемии, когда многие организации из-за введенных ограничений не могли выполнить все свои обязательства перед ответчиками в установленные сроки. Благодаря процедуре медиации многие споры удалось решить, не доводя дело до суда. Ну и, конечно, такой метод урегулирования конфликта незаменим в случае семейных споров
«У меня большинство кейсов – семейные. И вообще, я думаю, что сейчас процедура медиации наиболее актуальна именно по семейным спорам. Объясню, почему: когда у вас семейный спор, вы, конечно, для себя ищете те рычаги, которые вам будут максимально выгодны. Если, например, дело касается порядка общения с ребенком, то вам лучше знать, какое решение будет принято – что вам суд не скажет завтра, что вы, оказывается, должны ребенка на субботу-воскресенье отдавать в семью бывшего мужа с его новой женой. То есть это для вас важно, чтобы было то решение, с которым вы согласны. И вы идете в процедуру медиации, потому что это ваш «шкурный», личный интерес», – подытоживает Дубинина.