Махинации со скидками. Как обманывают на новогодних распродажах

Традиционно перед Новым годом в России начинается сезон распродаж и длится он почти до середины января. В это время объем закупок исторически выше, чем в любой другой сезон. Россияне покупают товары не только себе, но и своим родственникам, друзьям, коллегам и знакомым. Возрастает спрос на парфюмерию, "сладкие подарки", праздничные наборы.

Махинации со скидками: как обманывают покупателей
© РИА Новости

Ярко украшенными витринами и праздничными гирляндами сегодня уже никого не удивишь, куда приятней глазу большая надпись "Sale". Новогодняя распродажа, как и любая другая — лишь инструмент продавцов для увеличения продаж своего товара, — рассказали агентству "Прайм" эксперты.

Именно скидки являются самым простым и коротким путем к кошельку покупателя. И несмотря на то, что российские продавцы стараются уходить от этого приема в пользу более честных методов конкурентной борьбы, махинации со скидками все равно имеют место быть.

НОВОГОДНИЕ УЛОВКИ

Покупая накануне любых праздников, потребитель почти гарантированно переплачивает, даже покупая товары только по акции. У продавца цель только одна — заработать как можно больше. И уж точно он не намерен отдать что-то покупателю бесплатно. Почти все магазины в той или иной степени сначала завышают цены, а потом якобы делают скидку. Такие искусственные завышения могут доходить почти до 100% от рекомендованной производителем цены, в результате чего получаются красивые "скидки" около 50%, объясняет руководитель Hi-Tech Mail.ru Дмитрий Рябинин.

"После проверки выясняется, что цены на распродажах в среднем на 10% выше, чем в обычные дни. Сами продавцы это называют "динамическим ценообразованием" и продолжают активно использовать такие приемы", — отмечает он.

Еще одной уловкой маркетологов, помимо снижения цены на приятные глазу 50-70%, становится стимулирование спроса в виде акций "Купи 2, получи 3 в подарок", рассказывает директор по развитию компании Ecwid в России Владимир Тарасов.

"Делается ставка на жадность людей и их желание сэкономить. Часто люди покупают злосчастные 2 подарка, хотя им нужен был всего 1, и остаются с двумя лишними товарами, переплатив вдвое", — объясняет он.

Делается расчет на то, что в момент покупки акция будет казаться выгодной, и мысль о том, что дополнительные два подарка придется куда-то пристраивать, придет к покупателю уже после, добавляет Тарасов.

МОШЕННИКИ НЕ ДРЕМЛЮТ

Во время распродаж люди становятся более доверчивыми, и этим активно пользуются мошенники. Так, например, недобросовестные online-магазины могут отправить некачественный товар или вовсе не отправить оплаченный заказ и скрыться. Новое явление последних лет — мобильный фишинг. С помощью поддельных приложений и лендингов с реалистичных брендингом мошенники собирают личные данные, а иногда даже кредитки любителей халявы, предостерегает Рябинин. Более 40% онлайн-покупок сегодня совершается со смартфонов, этим пользуются мошенники. Поле ввода в мобильных браузерах меньше, поэтому пользователи не сразу обращают внимание на подозрительный адрес левого сайта и на http-протокол вместо безопасного https.

"Такие махинации направлены на людей в возрасте и неопытных пользователей. На данный момент более 5% от всех тематических приложений со скидками — мошеннические. Расчет на жадность жертвы и ее желание поскорее купить товар", — объясняет эксперт.

КАК ПОКУПАТЬ ВЫГОДНО

Несмотря на все это, сэкономить во время новогодних распродаж можно, уверены эксперты. Главное правило выгодных покупок — составлять список необходимых товаров, отслеживать цены в разных магазинах, а затем совершать покупки только по списку и не поддаваясь на уловки "3 по цене 2".

Не стоит забывать и об инструментах мониторинга динамики цены.

"На специальных сайтах сегодня можно посмотреть, сколько тот или иной товар стоил неделю-месяц-квартал назад и не завышена ли цена на распродаже", — напоминает Рябинин.

Он обращает внимание, что делать покупки на распродажах за рубежом может быть выгоднее даже с учетом платной доставки. Прозрачность онлайна позволяет сравнить предложения у разных продавцов в агрегаторах и сразу понять, реальна ли скидка или это обычная среднерыночная цена. И, наконец, самое главное на распродажах — не поддаваться синдрому упущенной выгоды и все тщательно проверить перед покупкой, заключили эксперты.