Государственный реестр адвокатов и нотариусов, доступный как для общественности, так и для правоохранительных органов и судов, позволил бы властям улучшить контроль за этими институтами и сделал бы их более прозрачными. Об этом в интервью «Интерфаксу» заявил заместитель министра юстиции Максим Бесхмельницын.
Он отметил, что сейчас назрела необходимость обновить законодательство в вопросах допуска к адвокатской профессии. Насколько необходим такой реестр, Business FM спросила самих адвокатов.
Андрей Гольцблат управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP «Мне кажется, это излишний реестр, поскольку на сегодняшний день информация о любом адвокате находится в публичном доступе в достаточно подробном виде, и каждая адвокатская палата ведет учет своих адвокатов, существуют дисциплинарные комиссии при каждой палате, адвокатов, которые нарушают этические нормы и нормы права, лишают статуса, поэтому мне кажется это некоторая избыточность. Но, может, они хотят унифицировать все в одном месте, поскольку на сегодняшний день все-таки палаты разделены по региональному критерию. Если честно, мне хватает информации, когда мне нужно понять об адвокате, кто он, что он, чем занимается. Может быть, действительно для людей, которые хотят нанять адвоката, понять, что за адвокат, какая у него история работы, какая у него история профессии, это будет полезным. Но, наверное, Минюст, делая это, в том числе решает задачу и облегчения работы и для себя в том числе. Будет более унифицированная, более систематизированная система получения и доступа к информации об адвокатах».
Комментирует адвокат Московской муниципальной коллегии адвокатов Владислав Поликаркин.
Владислав Поликаркин адвокат Московской муниципальной коллегии адвокатов «На сайте Министерства юстиций Российской Федерации можно проверить любого адвоката. Там будут в том числе и сведения, если ранее адвокат получал статус в одном из регионов Российской Федерации, а в последующем переводился. Я думаю, эта инициатива связана общеизвестным судебным процессом над одним из актеров, когда одного из адвокатов лишили статуса, и руководитель одной из региональных палат сказал: ну, мы вас ждем через год. Я думаю, это реакция государственного аппарата на такие действия, в том числе и руководителей палат. Может быть, как форма контроля над тем, что человек, будучи лишенным статуса в результате дисциплинарного производства в одной из региональных палат адвокатских, в последующем идет и сдает экзамен в другой, то, может быть, вот таким случаям этот реестр может помочь. Но, опять же, вопрос в том, что если адвокат такой получит статус, и вскроется, что он скрыл факт применения к нему наказания в виде лишения статуса на определенный срок, то это автоматически будет означать лишение его статуса. Какое-то время он, конечно, просуществует и будет вести свою деятельность, но это все будет незаконно, и, я думаю, это может повлечь за собой более серьезные какие-то последствия для него».
Управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов считает, что этот законодательный проект «имеет положительное значение».
Владимир Юрасов управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Во-первых, сейчас единого реестра нет, сейчас каждая адвокатская палата каждого субъекта федерации имеет свой реестр, достаточно сложно определить, в каком реестре адвокат состоит, сложно его найти, и, соответственно, непонятна его судьба с точки зрения профессиональной деятельности. Не исключено, что его деятельность может быть приостановлена по каким-то причинам или прекращена. Соответственно, стороны судебного процесса должны знать, доверители, которые обращаются к услугам адвоката, также должны знать, является ли он сейчас действующим адвокатом. Поэтому я считаю, необходимость в такой базе назрела, она нужна. Я как создатель и учредитель своей коллегии адвокатов при приеме новых адвокатов в нашу коллегию буду знать, в какой палате ранее был зарегистрирован адвокат, который пришел к нам устраиваться, буду знать, приостанавливался ли у него статус. Минусов я пока не вижу, единственное, как бы не получилось так, что эта база будет использована и будет нарушать некую независимость профессиональную адвокатскую. Я надеюсь, что этого не будет».
Ранее за усиление государственного контроля за адвокатурой выступал и министр юстиции Константин Чуйченко. Он говорил, что ситуация, которая сложилась в этой сфере, не устраивает как чиновников, так и профессиональное сообщество.