Войти в почту

Потолок зарплат на «паспортистов» нашему футболу не поможет

В конце прошлого года на фоне фиаско российских клубов и сборной на международной арене, в числе ряда высказывания и предложений по изменению ситуации в нашем футболе, прозвучали дельные мысли, например, о введении потолка зарплат. Об этом заявил, в частности, бывший гендиректор «Локомотива» Илья Гкусер в своём телеграмм-канале. «Как вариант: 10 млн рублей в месяц = 120 млн в год, индивидуальные бонусы не более 30% в общей сложности. С игроками до 23 лет – 5 млн в месяц = 60 в год.

Потолок зарплат на «паспортистов» нашему футболу не поможет
© Свободная пресса

Что это даст?

Поможет клубным бюджетам. Косвенно повлияет на ограничение зарплаты легионерам. Успокоит общественность, деньги-то часто государственные. Подтолкнет игроков и их агентов к поиску развития карьеры за рубежом. Хочешь больше 1,5 млн. евро – ищи варианты.

Подтолкнет игроков к маркетинговой активности. Хочешь индивидуальные контракты – работай над личным брендом.

В чем минусы?

Не очень справедливо, есть элемент дискриминации. Вызовет отток лучших перспективных игроков за границу», – рассуждал Илья Леонидович

В те же сроки с подобной идеей выступил экс-капитан «Спартака» Егор Титов: «Учитывая зарплаты в России для местных игроков, уехать может только тот, кто понимает, что главное – рост, а не деньги. Мы разбаловали наших игроков. Российский паспорт сейчас очень дорого стоит. Поэтому и получается, что россияне почти не представлены в европейских клубах. Для исправления ситуации нам давно пора вводить потолок зарплат, как в хоккее», - заявил он.

Да и вообще, оклады отечественных игроков – больная тема для фанатов. Но, забавно, что именно Титов, которому в 2003-м платили 100 тысяч долларов в месяц, говорит о разбалованных футболистах. Тогда средняя зарплата составляла 137 долларов в месяц, в 729 раз меньше, чем у Егора. Но само высказывание дельное.

Ведь есть футболисты, которым платят за безделье или тренировки со второй командой. Пример Кокорина уже, что называется, у всех навяз на зубах. Но бог с ним с Кокориным. Например, один 24-летний москвич за год стал богаче на 94 млн. рублей. Парень получает 178 рублей в секунду. Или 257 тысяч в день. Или 7,8 миллиона в месяц. Это игрок «Спартака-2» Аяз Гулиев.

Народ негодует не потому, что он жадный или завистливый , народ – бедный. Но, в большинстве своём, люди просто за справедливость. Все, мягко говоря, удивились, а если откровенно, то негодовали, когда узнали, что известному тусовщику Дмитрию Тарасову в «Локомотиве» платили аж 2.4 млн. евро. Но мало кто знает, что тогда у Игоря Акинфеева в ЦСКА была аналогичная зарплата. Но где Игорь, а где Дмитрий в футболе. Огорчает отсутствие логики в РПЛ. Нет сомнений, что Акинфеев отрабатывает деньги, поэтому к нему нет негатива. Так что не люди злые, а система кривая.

В теории, тот же Геркус, предложивший потолок зарплат, прав. Инструмент поможет клубам, ведь в среднем 73% расходов уходит именно на зарплаты. Кроме того, это успокоит часть общественности – деньги-то часто государственные, из налогов. А захочет игрок зарабатывать больше – пусть едет в Европу, где конкуренция. Никого ущемления прав. В народе и в профессиональном сообществе давно консенсус, что оклады нерыночные и неадекватные. Многие получают намного больше, чем отдают российскому футболу. Опять же вспомним Кокорина, Смолова, впрочем, легче назвать, кто эти большие деньги отрабатывает.

И тут дело не в чьём-то вкусе. И тем более, не в зависти. Достаточно посмотреть еврокубки и игры сборной, чтобы в этом убедиться. В топ-5 клуб зависит от того, сколько заработал. В РПЛ команда требует оплатить свое существование.

Вот, например, до конца января «Тамбов» может сняться с чемпионата. Схема стандартная: подоили казну, «попилили бюджет» и разошлись. Поэтому потолок зарплат напрашивается. Еще и в пору лимита, который во многом сделал оклады настолько высокими. Можно сохранить казенные деньги, потратив их, например, на юношеский футбол.

Но, увы, это всё лишь в теории. На практике же всегда не исключены окольные пути оплаты труда футболистов. Перед кем будут отчитываться клубы? Перед Прядкиным? У него нет столько власти, чтобы приказать Федуну или Гинеру. Да и у Дюкова тоже, иначе кто будет его выдвигать и за него голосовать как за безальтернативного кандидата?

Тому же «Тамбову» ведь выдали лицензию на участие в чемпионате, хотя по закону надо гарантировать наличие средств и отсутствие долгов. Оформить любые бумажки - не проблема. Тем более у нас.

Между прочим, потолок есть в США в MLS, (соккер, европейский футбол), где спортивный рынок развит и давно работает. Потолок в РПЛ на бумаге ввести легко, но он останется формальным и не для всех. Кто сможет – обойдет правила, чтобы побеждать. Наоборот, самые влиятельные отсеют конкурентов. Все же равные, но есть те, кто «ровнее». Всё по классике.

Тут ещё одни момент, что многие контракты – долгосрочные. Напомним, что несколько лет назад, когда рубль начал крутое пике, футболисты наперегонки бегали с требованиями, чтобы их зарплаты были привязаны к евро или доллару. Если урежут оклад в два раза – пойдут в суд, устроят бойкот. Причем выиграют. РПЛ не сможет доказать в суде, что их решение важнее действующего контракта футболиста.

В потолке зарплат должна быть логика. В США суть в том, что лига сама по себе зарабатывает. Росла посещаемость, заключались спонсорские контракты, ТВ-доходы там немаленькие. Плюс там есть исключения – каждый клуб может платить определенному количеству игроков, как правило, «звёздам», больше, чем установлено законом. Но представить, что в РПЛ, где годами ничего не меняется, проведут такую масштабную и продуманную реформу – из области фантастики. Даже если заставить ввести потолок зарплат «сверху», то официально «звезда» местного футбола будет получать 100 тысяч рублей в месяц. Но, жена, сестра, мама игрока тихо заработают 2-3 миллиона евро в год.

Также учтите, что жесткий потолок зарплат, это автоматически минус все сильные легионеры. Для них РПЛ – это лига денег, мало, кто приезжает сюда в молодом возрасте с амбициями. Кроме армейца Влашича и вспомнить некого. И «серый» доход легионеров не устроит. Это не паспортисты.

Те, кто серьезно думают о том, что будто бы потолок зарплат заработает, забывают, что он никому внутри системы не выгоден, его будут саботировать всеми силами. В провинции чиновникам удобно списывать на клубы миллиарды из казны.

Российским игрокам тоже хорошо, когда конкуренции нет, требования нулевые, а большие деньги капают. Все довольны, кроме болельщиков, но их никто и никогда не спрашивал. РФС и РПЛ живут по своим законам. У фанатов и экспертов есть консенсус, что перемены давно назрели. А у тех, кто принимают решения тоже консенсус — что все замечательно. Сытый голодного не понимает. И футболисты, в этом плане мыслят также как и руководители лиги и клубов.

Геркус предложил сложнейший для реализации инструмент – настоящий потолок зарплат, хотя в РПЛ даже легкий и о котором говорят уже много лет — полную отмену лимита, еще не применяли. А ведь даже при этом, было бы автоматическое понижение стоимости трансферов среди паспортистов. И возможность понизить зарплаты в новых контрактах по закону.

В РПЛ в год тратят на зарплаты примерно 47 миллиардов рублей. И отмена лимита позволит в два раза, как минимум понизить оклады доморощенным ленивым «звездам». А это - 23,5 миллиарда! Но их не отдадут. О потолке зарплат Прядкин говорил пять лет назад. На дворе 2021 год, реформы до сих пор нет, но теперь о ней и не вспоминают. Вот Геркус попробовал, но, похоже, бесполезно.