Казань лидирует по цене проезда среди региональных миллионников

Обзор стоимости одной поездки на общественном транспорте в мегаполисах России

Казань лидирует по цене проезда среди региональных миллионников
© Реальное время

С началом года в Казани в очередной раз заговорили о повышении стоимости проезда на общественном транспорте. Местные перевозчики, ссылаясь на убытки, просят установить цену поездки за наличный расчет по тарифу в 35 рублей. Пока идут споры, как и полтора года назад (перед предыдущим повышением), аналитическая служба "Реального времени" сравнила стоимость проезда в других городах России. Как выяснилось, столица Татарстана по величине тарифа даже без повышения опережает многие другие крупные города страны.

Казань стремится к максимуму

Для сравнения, как и в прошлом аналогичном исследовании, мы отобрали десять городов. Четыре из них — это сопоставимые по количеству населения с Казанью миллионники: Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург и Новосибирск. Три города поменьше выбраны за их ближайшее расположение: Йошкар-Ола, Чебоксары и Набережные Челны. Наконец, еще два мегаполиса — это крупнейшие города страны — Москва и Санкт-Петербург. Ну и собственно сама татарстанская столица.

Казань оказалась городом не с самым дорогим проездом (30 рублей), но входит в тройку лидеров, уступая по стоимости только двум столицам. Данные из анализа в таблице требуют значительных пояснений, поэтому не стоит в чистом виде ориентироваться на соответствующую колонку. Дело в том, что ситуация с транспортом значительно различается в зависимости от города — где-то, например, высокая стоимость проезда при оплате наличными в салоне транспорта — результат попыток развить систему безналичной оплаты с помощью транспортных карт. Где-то существуют льготные билеты, так что для самых малообеспеченных слоев населения проезд выйдет дешевле. А где-то есть "пересадочные" тарифы, позволяющие за короткую поездку на двух видах транспорта платить не двукратную, а меньшую сумму.

[вложение — проезд 2021]

Сотня поездок в месяц или платить каждый раз

Нынешняя стоимость проезда в Казани составляет 30 рублей. Полтора года назад за одну поездку приходилось платить на 10% меньше — 27 рублей — столько, сколько сейчас стоит проезд по транспортной карте. Несмотря на формальное разнообразие различных тарифов, предлагаемых по транспортной карте, удобных из них — единицы. К примеру, месячные билеты на фиксированное количество поездок нужны далеко не всем, так как за месяц нужно проехаться аж сто раз, причем лишь на одном виде транспорта. Вариантов с проездными на меньшее число поездок, или на сто поездок на более длительный срок, или хотя бы месячных билетов на сто поездок на всех видах транспорта в Казани нет. Цена проездного на 100 поездок на одном из видов транспорта — 2000 рублей в месяц — по 20 рублей за каждую.

Полный "безлимит" на все виды транспорта будет стоить 2800 рублей. Такой же тариф, но с ограничением числа поездок на метро до 50 в месяц будет стоить 2,5 тысячи рублей. "Безлимит" на все маршруты автобусов обойдется совсем немногим дешевле — в 2,3 тысячи. Весь электротранспорт (с ограничением числа поездок на метро до 50) будет стоить 2,2 тысячи, электротранспорт без метро — 1,6 тысячи, один вид электротранспорта — 1,5 тысячи. Наконец, один маршрут автобуса обойдется в 1,3 тысячи рублей.

Челнинский трамвайный проездной, дешевый йошкар-олинский троллейбус и недешевые Чебоксары

В Набережных Челнах стоимость проезда повысилась совсем недавно — в ноябре 2020 года. Раньше проезд за наличный расчет стоил 22 рубля, а теперь — 25 рублей. В 2019 году, когда мы в предыдущий раз изучали стоимость проезда, был дешевле и проездной билет — он стоил 1350 рублей. Сейчас стоимость проездного на месяц составляет 1,5 тысячи, причем из его описания пропало упоминание об автобусах — еще год назад местному МУП "Электротранспорт" пришлось вернуть "КАМАЗу" 190 взятых в лизинг автобусов из-за долгов. Город остался без автобусов, вместо них продолжили ездить маршрутные такси. В 2021 году в Челны должны вернуться большие автобусы, но пока все по-прежнему. А полтора года назад за 1350 рублей можно было целый месяц ездить как на трамваях, так и на автобусах.

В меньшем по численности населения городе — Чебоксарах — даже несмотря на челнинское повышение стоимости — проезд все равно стоит дороже. Сейчас за одну поездку на троллейбусе тут придется заплатить 26 рублей, за поездку на автобусе — 27 рублей. По транспортной карте стоимость проезда составляет 22 и 23 рубля, соответственно. Кстати, подорожание тут произошло еще более недавно — 1 января 2021 года, до этого на протяжении полутора лет стоимость проезда составляла 22 рубля для троллейбусов и 25 рублей для автобусов. Проездной на троллейбус стоит 1000 рублей, для студентов и учащихся — 725 рублей.

В Йошкар-Оле проезд заметно дешевле, чем в автограде и Чебоксарах. Маршрутные такси тут стоят от 20 до 23 рублей, в зависимости от маршрута, а в троллейбусах придется заплатить всего 19 рублей. Причем в столице Марий Эл сложилась, можно сказать, уникальная ситуация: с 1 февраля 2020 года стоимость проезда на троллейбусе снизилась с 22 рублей, а проездной подешевел с 1200 до 1000 рублей. Это было сделано в рамках повышения привлекательности йошкар-олинского троллейбуса — муниципальное предприятие чуть было не обанкротилось.

Нижегородское разнообразие

Хотя вышеназванные города и не большие, проезд обычно оплачивается не из расчета количества остановок, а из факта посадки в транспорт (а основная масса казанцев не ездит на регулярной основе из Юдино на Горки). Тем не менее, перейдем к городам, сравнимым по количеству жителей со столицей Татарстана.

К примеру, в Нижнем Новгороде большинство автобусов, а также трамвай, троллейбус и метро возят пассажиров за 28 рублей. По транспортной или банковской карте проезд стоит еще дешевле — 26 рублей. Но это не все. За эти 26 рублей жители Нижнего Новгорода могут бесплатно пересаживаться на другой вид транспорта в течение 60 минут. Есть тут и другие удобные виды проездных билетов: например, проездной на день — он стоит 120 рублей.

Билеты на определенное число поездок тут, мягко говоря, более гибкие, чем в Казани. Существуют четыре вида билетов с фиксированным числом поездок в месяц: 16 за 400 рублей (25 рублей за поездку), 30 за 700 рублей, 60 за 1350 рублей и 90 за 2000 рублей (около 22 рублей за поездку). При этом в "поездку" входит езда на любом виде транспорта, а не один, как в Казани. Есть и билеты с неограниченным числом поездок на любом из видов транспорта — такие стоят на 500 рублей дешевле, чем в Казани — 2300 рублей.

Кстати, тут и для льготников вариантов больше, чем в Казани: безлимит стоит 800 рублей, также есть тариф на 20 поездок за 250 рублей и на 40 поездок за 500 рублей. Обделенные льготами в Казани студенты могут рассчитывать в Нижнем Новгороде на 50%-ную скидку при разовой поездке или, например, на безлимитный проездной за 700 рублей. Школьники могут купить безлимит за те же 700 рублей или купить билет на 20/40/60 поездок (каждая поездка будет стоить 10 рублей). Кстати, 50%-ной скидки на разовые поездки для школьников при этом нет.

Уфа и Новосибирск дешевы, а екатеринбургское метро дорогое

В других миллионниках ситуация не так хороша, как в Нижнем Новгороде — по крайней мере, в плане гибкости проездных. В Уфе, к примеру, вообще нет системы нельготных проездных — зато есть ощутимые скидки для купивших местную транспортную карту "Алга". Обычная стоимость проезда на уфимских автобусах и маршрутных такси (в которых "Алга" также принимается) составляет 25-30 рублей, по транспортной карте в большинстве случаев — около 20 рублей. Отсутствие проездных неудобно, также странной кажется разница в стоимости проезда на разных маршрутах, зато на большинстве проезд по карте заметно дешевле. Трамваи и троллейбусы возят по 22 рубля при оплате наличными или банковской картой и по 18 рублей при оплате картой "Алга".

В Екатеринбурге сейчас стоимость проезда в наземном транспорте заметно ниже, чем в метро — 26 против 32 рублей. Но есть и удобные особенности: к примеру, при езде на наземном транспорте за 28 рублей можно купить "пересадочный" билет на 30 минут, за 40 рублей — на час, при этом число пересадок не ограничено. Месячные проездные сейчас предлагаются максимум на три вида наземного транспорта ("безлимита" с метро не предусмотрено), такой билет стоит 2380 рублей. Для студентов такой же "безлимит" обойдется в 1575 рублей, на разовые поездки тариф составляет 24,5 и 28,5 рублей (в случае с метро). Кстати, по планам властей города, в 2021 году появятся безлимитные билеты на весь транспорт, включая метро, за 1,5 тысячи рублей — как считают в администрации Екатеринбурга, снижение тарифа компенсируется увеличением пассажиропотока.

В Новосибирске, несмотря на население, официально превосходящее казанское почти на четыреста тысяч человек, тарифы заметно ниже. Проезд в троллейбусах и трамваях стоит 24 рубля, автобусы — 25 рублей, метро — 26 рублей. Проездных для обычных жителей тут нет, а студенты платят за "безлимит" тысячу рублей в месяц. А при оплате транспортной картой при пересадке в течение часа на некоторых маршрутах действует 50%-ная скидка.

Санкт-Петербург и Москва: лишь бы не платили наличными

В Санкт-Петербурге ездить, оплачивая поездки по одной наличными или банковской картой совсем не выгодно. Один жетон на поездку в метро, например, будет стоить 60 рублей. Однако по единому электронному билету стоимость проезда составляет уже 41 рубль. Помимо этого, есть 90-минутные билеты за 70 рублей. Проездной на месяц на все виды транспорта (при этом не больше 70 поездок на метро) в Петербурге ставит российский рекорд дороговизны: стоимость такого проездного тут аж 3255 рублей. Аналогичный проездной для студентов (с ограничением числа поездок на метро до 100) будет стоить 1160 рублей.

Гораздо лучше ситуация в Москве. Разовые билеты будут стоить как в Санкт-Петербурге — 60 рублей, при оплате банковской картой бесконтактным способом — 46 рублей. Однако использование карты "Тройка" снизит стоимость проезда до 42 рублей, с пересадками в течение 90 минут билет обойдется в 65 рублей. Билет на 60 поездок обойдется в 2070 рублей, а 30-дневный "безлимит" на метро, МЦК, МЦД зоны "Центральная", монорельс и наземный транспорт обойдется в 2245 рублей — дешевле, чем в Казани. Можно купить такой же проездной на 3 месяца за 5430 рублей (1810 в месяц) или на год за 19,5 тысяч (1625 в месяц). Для студентов проездной на метро, МЦК, МЦД зоны "Центральная" и монорельс обойдется всего в 415 рублей, за наземный транспорт дополнительно придется заплатить 270 рублей.

Московский социальный рай и стремление Казани к "карточной" системе

По итогам безоговорочным лидером по транспортной доступности выглядит Москва. Тут — проездные билеты с адекватной стоимостью, особенно если учесть число видов транспорта, его техническое состояние и регулярность движения. Санкт-Петербург, похоже, не может побаловать своих жителей такими удобствами, как столица — ну, хотя бы сам город поменьше.

Из миллионников выделяется Нижний Новгород — гибкостью тарифов, а Уфа — дешевизной (по крайней мере, в случае с большинством маршрутов). Казань, к сожалению, не может похвастать ни дешевизной, ни гибкостью тарифов. Нельзя не отметить новизну подвижного состава (хотя новый транспорт активно закупается и в той же Уфе), — однако факт остается фактом: Казань — город с дорогим транспортом. Повышение стоимости проезда до 35 рублей, которого просят казанские перевозчики, еще и в сочетании с отсутствием адекватных проездных для частых поездок вообще выведет столицу Татарстана на одно из первых мест в стране по дороговизне проезда. Правда, если речь идет действительно о повышении стоимости проезда при оплате "наличкой", а стоимость проезда по транспортной карте останется прежней — то можно будет скорее говорить о ситуации, схожей с московской и петербургской: абсолютному большинству пассажиров будет заметно выгоднее оплачивать проезд транспортной картой.