Войти в почту

Рука отдающего: ФНС обяжут оформлять за граждан налоговые вычеты

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предполагающий упрощение процедуры оформления ряда налоговых вычетов. После внесения поправок в Налоговый кодекс Федеральная налоговая служба (ФНС) должна будет готовить возврат сумм с НДФЛ без участия граждан. Общение ведомства с налогоплательщиками сведется к переписке через сайт.

Изменения коснутся ипотечных заемщиков и владельцев инвестиционных счетов. Целевая аудитория огромна. В частности, в 2020 году в России было выдано примерно 1,7 млн кредитов на приобретение жилья. Количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, достигло 8,8 млн. За прошлый год показатель рекордно вырос – сразу на 5 млн.

Действующие правила оформления имущественных вычетов так или иначе предполагают личное обращение гражданина в инспекцию ФНС и подачу внушительного пакета подтверждающих документов. В перечне: декларация 3-НДФЛ, выписка из ЕГРН, ксерокопии акта приема-передачи и ипотечного договора, справка из банка о платежах по ипотеке, справка 2-НДФЛ с места работы.

Ожидается, что после корректировки нормативной правовой базы все заботы возьмут на себя налоговики. Они сами начнут проверять, какие граждане имеют право на имущественные вычеты. Информацией о сделках с жилой недвижимостью поделятся коммерческие банки, а по инвестициям на бирже – брокеры.

Предлагаемый механизм выглядит привлекательно. Другое дело, справятся ли инспекции ФНС с возросшим объемом работы. Опыт оформления социальных и имущественных вычетов онлайн (опция доступна уже несколько лет) оптимизма, положа руку на сердце, не вселяет. Например, после введения личных кабинетов налогоплательщиков кто-то обнаружил суммы якобы неправильно удержанных налогов и предложение распорядиться ими. Был выбор – оформить возврат или зачесть переплату в счет текущих фискальных платежей. Однако в реальности ни то, ни другое сделать было невозможно. Равно как и получить разъяснения.

Сотрудники инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) в приватных беседах посылали к разработчикам ПО, ну а заявления, поданные онлайн, в принципе игнорировались. В конечном счете ошибку в системе исправили, и суммы, причитавшиеся к возврату, обнулились.

Другие «сюрпризы», похоже, уготованы ипотечникам и частным инвесторам. Очевидно, что сроки получения кэшбека с НДФЛ заметно сдвинутся. Сведения о доходах (зарплате и премиях) с места работы становятся доступны в электронном виде в марте или даже апреле. Это зависит от того, когда бухгалтерия сдаст годовой отчет.

С бумажными справками, которые, проявив расторопность, можно получить и подать уже в первую рабочую неделю нового года, ИФНС работать, конечно же, не будут. Таким образом, с учетом трех месяцев, отводимых на камеральную проверку и одного месяца на перечисление денег, вопрос будет решаться в конце июля, а то и вообще в августе.

Доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев уверен, что столь длительная камеральная проверка ничем не оправдана. Фискальные органы в состоянии работать гораздо оперативнее. Как говорится, была бы на то политическая воля. «С октября 2020 года камеральная проверка по возврату НДС для добросовестных организаций сократилась до одного месяца. Аналогичное решение напрашивается и в отношении возврата вычетов с налога на доходы физических лиц», – подчеркнул Равиль Ахмадеев.

В свою очередь, завкафедрой менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков видит выход в цифровизации сервисов ФНС. Уже сегодня есть возможность решать основные вопросы дистанционно. Например, при переплате налогов получить возврат можно через личный кабинет, не посещая районную инспекцию.

Что касается низкого уровня организации внутренней работы, то здесь проблема в кадрах, считает собеседник «Профиля». Студенты экономических факультетов вузов после получения дипломов обычно стремятся трудоустроиться в крупных корпорациях. Лишь немногие готовы делать карьеру в органах власти. Причина – низкий уровень зарплат. ФНС не исключение – квалифицированных специалистов, особенно в территориальных подразделениях, не хватает, а те, кто есть, перегружен текущей работой. Отсюда и ошибки.

Утолить кадровый голод как раз и поможет цифровизация. Это касается не только начисления налогов, но и предоставления всех видов вычетов. Технически уже сегодня почти всё можно делать автоматически и в уведомительном порядке, подчеркнул Евгений Ицаков.

Налоговая служба имеет доступ к расчетным счетам налогоплательщиков. Она может отправить информационное письмо и почти сразу получить ответ из банка с информацией о движении средств на счетах клиента. «Не представляет сложностей вообще исключить посредничество заемщика или инвестора в цепочке коммуникации между банком и сотрудником ФНС. Это и хотят сделать авторы законопроекта», – уточнил Евгений Ицаков.