Григорий Сизоненко: Стратегия отрасли ИТ: мы хотим производить технологии или производить впечатление?

Григорий Сизоненко: Стратегия отрасли ИТ: мы хотим производить технологии или производить впечатление?

Григорий Сизоненко, генеральный директор Группы компаний ИВК

В начале 2021 года отрасль ИТ подвела итоги ушедшего года. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, многим компаниям удалось сохранить объемы продаж, разработать свежие версии существующих продуктов и выпустить новые. В планах наступившего года – старт масштабных проектов по переходу субъектов критической информационной инфраструктуры на российский софт и оборудование. Складывается впечатление вполне благополучной картины: общими усилиями разработчики и заказчики планомерно наращивают национальную технологически независимую цифровую платформу. Но за оптимистичными сводками о достижениях рынок перестал замечать ключевой просчет, который чреват серьезными рисками для реального, а не «отчетного» построения такой платформы. Этот просчет заключается в долгой пробуксовке процессов обсуждения и доработки проекта «Стратегии развития отрасли информационных технологий до 2036 года».

Проект стратегии разработала Высшая школа экономики (ВШЭ) по заказу Минкомсвязи. К сожалению, документ получился далеким от реалий жизни. Его разработчики сфокусировались на создании и широком распространении прикладных программных продуктов, не уделив никакого внимания ни индустрии разработки и производства «железа», ни индустрии отечественных операционных систем, которые работают на компьютерах с отечественными процессорами. Таким образом, в стратегическом документе заложен разрыв между развитием двух ключевых компонентов национальной ИТ-платформы: оборудованием и программным обеспечением.

Как будет выглядеть цифровой ландшафт организаций, руководствующихся такой стратегией? Они займутся формальным импортозамещением. Сотни миллионов рублей будут потрачены на внедрение «передовых», «инновационных» (пользуясь терминологией документа) прикладных продуктов для направлений Big Data, блокчейн и подобных. Постепенно будет замещаться и другое ПО – СЭД, системы управления предприятием, ПО для финансовых операций. Логично, что заказчики будут выбирать программные продукты, которые можно легко встроить в существующую ИТ-инфраструктуру. То есть продукты, работающие в среде ОС Windows на компьютерах с зарубежными процессорами. При этом в руководящие и контролирующие органы полетят бодрые отчеты о том, как динамично двигается процесс цифровизации на основе отечественных решений. Эти отчеты отразятся в докладах, в публикациях СМИ, в аналитических отчетах. Возникнет впечатление эффективного движения в сторону технологической независимости в сфере ИТ. Увы, это впечатление будет совершенно ошибочным, поскольку огромное, сложнейшее, дорогостоящее «здание» ИТ-инфраструктуры будет строиться с «верхних этажей», а не с фундамента – технологической пары «процессор-операционная система». Этот просчет неизбежно придется исправлять неоправданно высокой ценой. Она измерется сотнями тысяч человеко-часов, потраченных на внедрение и освоение технологически зависимого прикладного ПО, миллионными отчислениями на лицензии зарубежной операционной системы и покупку компьютеров с зарубежными процессорами. Поскольку рынок неосознанно будет голосовать рублем не в пользу разработчиков российского системного софта и «железа», для поддержки индустрии придется выделять средства из госбюджета. А когда мы осознáем, что бежим не туда, придется тратить новые деньги.

«Восторженное» впечатление благополучия в деле цифровизации обойдется стране слишком дорого. Однако поворота в тупик можно избежать. Для этого необходимо внести в «Стратегию развития отрасли информационных технологий до 2036 года» ряд существенных поправок. Прежде всего – включить в нее меры по развитию ИТ-отрасли как единства оборудования и программного обеспечения. Сделать четкий акцент на развитие операционных систем, поддерживающих отечественные аппаратные платформы. Обозначить вектор на создание прикладного ПО, работающего на отечественных операционных системах и российских процессорах.

Руководствуясь такой стратегией, мы создадим реальную технологическую базу, а не иллюзорное впечатление ее существования.