Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Врач и инженер, вставай на самокат — доставкой пиццы заработаешь больше

Низкоквалифицированная работа курьера сегодня может быть не просто самой востребованной, но и наиболее оплачиваемой. Однако экономические законы говорят о том, что одномоментный всплеск спроса на услуги по доставке товара должен смениться откровенным закабалением работников, в спешке крутящих педали велосипеда.

Врач и инженер, вставай на самокат — доставкой пиццы заработаешь больше
Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

Как отмечают аналитики портала Superjob, спрос на курьеров на рынке труда увеличился в 2,8 раза в декабре 2020 года к годовому спросу, а в январе текущего года — в 4,8 раза. Логично, что выросли и предлагаемые курьерам зарплаты. Оказалось, что в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде и Челябинске курьерам с машиной готовы платить до 110 тысяч рублей в месяц. Схожую зарплату предлагают в других крупных городах.

Получается, что в современной России быть курьером наиболее выгодно. Не нужно получать никакого образования, не нужен опыт работы, знай только себе доставляй заказанные по интернету товары. Пока инженер, врач и преподаватель карабкаются по отвесной стене карьеры, доставщик пиццы может смело сказать «жизнь удалась!».

Но насколько сообщения о высоких зарплатах курьеров могут быть правдой? Действительно, в период пандемии COVID-19 спрос на такие услуги вырос. И правда, что многие разорившиеся мелкие предприниматели, именовавшиеся недавно гордо «генеральный директор», сели на велосипеды и встали на самокаты.

Однако сам процесс развития службы онлайн-доставки был сопряжен с таким явлением, как компьютеризация процесса торговли. И здесь кроется самое важное. Дело в том, что любая автоматизация приводит к снижению прибавочной стоимости — единственного источника прибыли для владельца предприятия. Источником прибавочной стоимости может быть только человеческий труд, за часы которого просто не доплачивает работодатель.

Огромное число курьеров — выход для владельцев бизнеса. Дешевый труд приносит прибыль, утерянную вследствие научно-технического прогресса.

Да и можно вспомнить, как летом прошлого года полубесправные трудовые мигранты чуть ли объявили стачку, требуя нормальных условий труда. Как выяснилось, многие работали курьерами по срочным договорам, их постоянно штрафовали.

Независимый эксперт по сетевому ритейлу, экономист предупреждает о рисках в сфере развития курьерской службы:

- Цены на курьерские услуги сегодня завышены. Их стоимость рассчитывается, исходя из доставки одного товара. Эта стоимость закладывается в стоимость товара. Если считать, что средняя зарплата курьера ранее составляла 35-40 тысяч рублей, то в среднем стоимость одной доставки была в диапазоне 150-300 рублей. Соответственно, с чего вдруг при аналогичной стоимости услуг, учитывая что работа курьера не требует особой квалификации, люди стали зарабатывать большие деньги.

Сегодня рынок труда переполнен людьми, не имеющими особого образования. Поэтому сообщения о больших зарплатах курьеров, на мой взгляд, какой-то абсурд.

«СП»: - Как крупные ритейлы компенсируют расходы на курьеры, предлагая товары с доставкой по той же цене, что и в магазинах?

- Ритейлы платят за аренду помещений магазинов. Сюда же добавляется зарплата квалифицированного персонала, что-то списывается на воровство продукции. Что касается интернет-доставки, то многих рисков можно избежать. Общая прибыль закладывается в стоимость продукции. И учитывается работа курьера, формирование заказа. Все цены позволяют крупному ритейлу осуществлять доставку.

«СП»: - Возможны ли комфортные условия работы для курьеров, если они обеспечивают потерю прибавочной стоимости вследствие автоматизации многих процессов?

- В современной цивилизации отказаться от ручного труда практически невозможно. Скажем, нельзя отказаться от труда дворников. Неважно, есть ли у человека высшее образование или нет, но его готовность заниматься примитивным трудом будет востребована. Вопрос только об оплате. Как правило, за труд, не требующий специальной подготовки, высоко платить не будут.

«СП»: - Как долго может продлиться повышенный спрос на курьеров?

- Культура покупателя в условиях пандемии изменилась. Действительно, интернет-магазины выросли. Но существует и такое явление, как насыщение рынка. На текущий момент рынок курьерской доставки растет. Однако не будем забывать, что человек хочет потрогать товар.

Скажем, в интернет-магазине на фотографии очень красивые яблоки, но человеку хочется это яблоко потрогать, оценить самому его качество. Есть вещи, которые человек будет покупать, только исходя из внешнего вида продуктов.

После спада пандемии коронавируса мы увидим всплеск продаж в магазинах. После начала эпидемии интернет-магазин «Утконос» принимал заказы на 10 дней вперед, отказываясь от новых заказов, все ресурсы были использованы. Сейчас к этой услуге подключились ритейлы вроде , , они стали развивать свои сети доставки. Есть рост рынка в сегменте доставки товаров. Но с окончанием пандемии следует ожидать падения рынка. И люди опять будут уходить в формат «покупки у дома».

«СП»: - Работа курьера в принципе может быть прибыльной?

- Самая главная проблема — проблема мигрантов. Сфера услуг, не требующих специальной подготовки, привлекла большое количество мигрантов. Они не очень хорошо владеют русским языком, их легко можно обмануть. От них всегда можно избавиться, ничего не заплатив. Что касается низкой оплаты их труда, то виноваты они сами, на мой взгляд. Люди соглашаются на минимальную зарплату и тем самым сподвигают работодателей понижать зарплату.

К сожалению, государство это никак не контролирует.

И это касается не только ритейла, но и строек. Люди погибают, падая с высоты, но эти факты замалчиваются. Строительные компании практикуют «серые» схемы, потому что им это выгодно.

Пока государство не озаботится этой проблемой, труд мигрантов будет очень тяжелым и низкооплачиваемым. И сюда еще добавляется проблема бытовой преступности. Люди, которым нечего есть, будут грабить обычных россиян.

«СП»: - Получается, что и в этой сфере «невидимая рука рынка» ничего не отрегулирует?

- Совершенно верно. Без жесткого регулирования со стороны государства ситуация не улучшится.