Фриланс: Кто и на какие деньги может рассчитывать
В России растет число фрилансеров – таким модным словом называют самозанятых. Экономический кризис дал стимул для удаленной работы, когда «на себя» стали работать десятки и сотни тысяч человек. Сейчас их порядка 14 миллионов.
По подсчетам «СберУслуг», больше всего выросло количество фрилансеров по следующим направлениям: разработка и продажи контента (графический и web-дизайн, программирование, мультимедиа, копирайтинг), консультации (психологи, коучи), уборка, мелкий ремонт, репетиторство.
О взрывном росте числа фрилансеров говорит и такой факт: за прошлый год число переводов физлиц с одной банковской карты на другую выросло в 10,5 раза. При этом, однако, фриланс остается далеко не самым выгодным: две трети фрилансеров зарабатывают менее 30 тысяч рублей в месяц – это значительно меньше средней зарплаты по стране. И только 6% могут похвастаться ежемесячным заработком более 100 тысяч рублей.
Эти цифры должны, похоже, отрезвить правительство России, которое ударно продвигает в России разнообразные формы «удаленной» и дистанционной работы. Как видно, работающие дома зарабатывают значительно меньше, нежели «обычные» сотрудники, сидящие в офисах. О том, когда ситуация изменится, «Свободная пресса» поговорила с постоянными экспертами по рынку труда.
Президент профессиональной ассоциации «Клуб бизнес-тренеров» Михаил Молоканов предлагает для начала подвергнуть сами цифры статистики критической оценке.
– Откуда вообще эти данные взялись? Например, в России в категорию фрилансеров входят и сезонные сельскохозяйственные рабочие на ГПХ (гражданско-правовых договорах). Их несметное число, но работа эта низкооплачиваемая плюс сезонная. Разделите их заработок за лето на весь год, и в среднем в месяц получите совсем мало.
В то же время, есть компании, подставные юридические лица, через которые высокооплачиваемые фрилансеры (например, бизнес-консультанты), формально «проводят» свои заработки. Так что этот отчет – «статистика ради статистики». Никаких особо полезных выводов из него о российских фрилансерах сделать невозможно.
Профессиональный бизнес-тренер Артём Черепанов считает, что даже те деньги, которые зарабатывают в России фрилансера, по меркам регионов – немалые.
– Основные биржи фриланса в Интернете ориентированы на работу с сотрудниками, отказывающими услуги онлайн. Самый распространенный спектр услуг – это ведение аккаунтов в соцсетях, расшифровка текстов, написание статей, монтаж видео и графический дизайн для соцсетей. Люди, которые занимаются такой работой, имеют на старте невысокую квалификацию. И на начальном этом этапе их доход очень маленький – 3-5 тысячи рублей в месяц при достаточно серьезной загруженности.
В дальнейшем фрилансер осваивает новые инструменты, становится более профессиональным в том, что он делает. И тогда доход фрилансера начинает расти.
Поэтому человек, который занимается продвижением аккаунта в социальных сетях, за узкую техническую работу получает от своего работодателя или заказчика 10-15 тыс. и редко когда 20 тысяч рублей в месяц.
«СП»: – Но, согласитесь, даже те 20-30 тысяч рублей, которые большинство фрилансеров зарабатывают в месяц, это немного.
– Важно помнить, что это не зарплата, а доход, который люди получают без выплаты налогов. Если мы берём регионы, допустим, Вологду, Ярославль, Саратов или Кострому, а это областные центры с небольшими зарплатами, то получается, что при таких доходах люди получают качественный уровень жизни. При том, что они занимаются фрилансом из дома. Или из кафе или коворкинга.
Генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова уверена, что популярность фриланса будет только расти на фоне стагнации на рынке труда.
«СП»: – Фрилансеров в России миллионы, а зарабатывают они по сути копейки. Почему, как думаете, этот рынок до сих пор в таком зачаточном состоянии?
– До настоящего момента к услугам «частников» без оформления в штат на проектные задачи обращались, как правило, небольшие компании. Уровень гонораров там традиционно невысокий, а договоры носят краткосрочный характер. При этом не стоит забывать, что, как правило, такие отношения оформляются по стандартным договорам ГПХ. То есть 30 тысяч рублей чистыми за работу, но в уме еще налоги и страховые взносы, которые уплачиваются компаниями и могут доходить до 43% от суммы договора.
Налог же на профессиональную деятельность, который правительство так активно «двигает», существенно ниже – всего 6% при работе с юрлицами и 4% при работе с физлицами, а необходимость страховых взносов отсутствует вовсе.
«СП»: – Иными словами, фрилансу в России дают «зеленый свет»?
– Ну да, с повышением популярности нового налогового режима среди фрилансеров и компаний, первые смогут рассчитывать на более щедрые вознаграждения, а вторые существенно сэкономят при расчетах.
Также на рост гонораров в будущем повлияет приход на рынок фрилансерских услуг крупных компаний: пандемия и удаленка приучили их не бояться «дистанционных» сотрудников, кадровый голод заставил чаще смотреть по сторонам в поиске ценных кадров. Компаниям нужно делать упор на гибкую модель занятости, привлекая компетенции снаружи.
«СП»: – И на что будет, как полагаете, самый большой спрос?
– Бизнесу нужны специалисты по дизайну и мультимедиа, финансисты, удаленные кадровики и проектные менеджеры. Среди «синих воротничков» лидируют по спросу курьеры и таксисты, а также строители – фрилансеров среди них становится все больше.
«СП»: – А что, интересно, нужно делать «обычным» работодателям, которые требуют присутствия работников в офисе «от звонка до звонка»?
– Рост популярности внештатной работы заставит тех работодателей, кому важно видеть сотрудников с 9 до 18 в офисе, пойти на улучшение условий труда и активнее развивать системы компенсаций.
Это же уже происходит и в западных развитых странах, где фриланс-культура сформирована давно и гонорары «удаленщиков» почти не отличаются от зарплат офисных сотрудников. Однако первые остаются без широкого пакета социальных гарантий, которыми могут похвастаться вторые.
«СП»: – Ну а в целом прогнозы для российского рынка труда у вас какие?
– Рынок труда в России действительно активно перестраивается сейчас, и альтернативные формы занятости становятся все популярнее. Логично предположить, что спрос на фриланс-услуги продолжится и в будущем. Бизнес будет пытаться сократить издержки для скорейшего преодоления кризиса, люди будут приходить для компенсации выпадающих доходов. Насколько динамичным станет этот процесс, зависит во многом от общего положения дел в экономике, но пока надежд на ее оздоровление нет.