«Коммерсантъ»: в пандемию россияне стали чаще обращаться к психологам и психиатрам

С начала пандемии в России увеличилось число обращений за неотложной психологической помощью: в разных регионах рост составил от 10% до 30%, пишет газета «Коммерсантъ». Первыми на увеличение числа пациентов в тревожном состоянии обратили внимание врачи Санкт-Петербурга. Здесь количество обращений к психиатрам за время пандемии выросло на 30% по сравнению с 2019 годом. В Москве таких обращений на 28% больше, чем годом ранее.

«Коммерсантъ»: в пандемию россияне стали чаще обращаться к психологам и психиатрам
© BFM.RU

По данным «Ъ», чаще всего за помощью обращались женщины 25-50 лет с жалобами на тревожность, панические и навязчивые расстройства. Главный внештатный психиатр Депздрава Москвы Георгий Костюк утверждает, что рост обращений начался во вторую волну пандемии, которая оказалась более затяжной. Из-за большого риска заболеть и многих болеющих знакомых у людей постепенно стала снижаться антистрессовая устойчивость.

Business FM попросила врача-психиатра и психотерапевта высшей категории Александра Федоровича прокомментировать статистику.

Александр Федорович врач-психиатр и психотерапевт высшей категории «Особых изменений по структуре обращающихся нет, возросло лишь их количество: увеличилось количество людей с тревожными расстройствами, депрессивными, обсессивно-компульсивными элементами. Количество обращающихся стало значительно больше, потому какие-то латентные, малозначимые проявления, не очень яркие в прошлом, в результате этих мероприятий обострились и вышли на авансцену. Стрессогенность окружающей среды стала совершенно колоссальной, она спровоцировала такое движение. Увеличилось количество людей, которые из-за стресса, например, потеряли свою работу. Увеличилось количество людей, которые вынуждены были развестись, потому что уровень конфликта был очень высок. Я не могу сказать, что в абсолюте это женщины. Сейчас есть тенденции к тому, что количество обращающихся мужчин в процентном отношении возрастает. До пандемии было где-то 1 к 10, сейчас, я думаю, где-то 1 к 5. Это очень плохая статистика. С одной стороны, мы говорим о том, что люди стали обращаться за помощью, и вроде бы это неплохо, но, с другой стороны, люди, по крайней мере в России, обращаются за помощью тогда, когда уже все совсем плохо».

У психологов и психотерапевтов обозначились две категории пациентов: это молодежь, которая недовольна режимом ограничений и отсутствием перспектив в социальном плане в связи с низкими зарплатами и возможностями трудоустройства, и пожилые люди, которые переживают за свое здоровье.

Помощь психиатров и психологов в основном платная. За пандемию количество свободных денег у людей значительно уменьшилось, и не все могут себе позволить такую терапию, иначе цифры обращений были бы намного выше. Кроме того, многие до сих не воспринимают помощь психолога или психотерапевта как нечто такое же обычное, как поход к терапевту, говорит врач психиатр-психотерапевт, доцент Московского института психоанализа Владимир Файнзильберг.

Владимир Файнзильберг врач психиатр-психотерапевт, доцент Московского института психоанализа «Люди стали понимать, что медицина определяет современное лицо общества. И, конечно, роль психологов и психотерапевтов в медицинском обществе возрастает. Хотя нужно провести грань: это все происходит в больших городах, а в маленьких городах и в сельской местности, где-то на периферии, этот процесс идет гораздо медленнее. Мышление у людей инертное, и обращаться к психологам или тем более к психотерапевтам как-то не очень принято. Хотя этот процесс движется вперед, и, несомненно, эпидемиологическая ситуация, которая сегодня сложилась в мире, приводит к тому, что востребованность психологов и психотерапевтов возрастает. Хотя, если посмотреть на деятельность нашего Минздрава, [в России] сократили и убрали из крупных больниц все психотерапевтические отделения, убрали психиатров-консультантов, уменьшилось количество психологов. Но у нас это объясняют перестройкой в медицине».

По словам экспертов, избавить людей от страхов может, например, вакцинация: те, кто сделал прививку или переболел в легкой форме, испытывают эмоциональный подъем и стремятся вернуться к живому общению.