Российская оценка бедности продолжит движение к западным моделям

России есть куда стремиться с точки зрения борьбы с бедностью, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

Российская оценка бедности продолжит движение к западным моделям
© ФБА "Экономика сегодня"

Пресс-секретарь президент РФ Дмитрий Песков заметил, что борьба с бедностью является абсолютнейшим приоритетом руководства страны. Данный тренд продолжится несмотря на все сложности и негативные обстоятельства.

Еще Песков поприветствовал победу Китая над абсолютной нищетой, одержанной Пекином вопреки пандемии. Ранее председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что за восемь лет почти 100 млн человек в Китае смогли подняться над чертой бедностью.

Бедность является искусственным параметром, границы которого обозначаются нормативно. Из-за этого мера бедности в Китае совсем другая, чем в РФ, не говоря уже про развитые страны, где стандарты социального благосостояния значительно выше.

РФ в последние годы не только проводит политику борьбы с бедностью, но и повышает социальные стандарты. Возможно, мы делаем это не очень быстро, но двигаемся только вперед: важным событием стало уравнивание прожиточного минимума с МРОТ.

РФ продолжит ужесточать подход к бедности

«Абсолютная бедность является ситуацией, когда человек имеет возможность покрывать только минимальные потребности, связанные с питанием и с одеждой, а на все остальное у него нет средств», - констатирует Сафонов.

РФ перешла на относительный расчет бедности: рубеж обозначен в 44% по отношению к среднему медианному доходу.

«С точки зрения покрытия минимальных издержек это число недостаточно. В прежний расчет потребительской корзины закладывались нормы расходов на продукты питания, услуги ЖКХ и одежду, которые практически невозможно реализовать. Средний расход электричества или газа в аварийных домах сильно отличается от обычных», - заключает Сафонов.

Российские оценки бедности гораздо ниже, чем социальные параметры развитых государств, где бедной считается семья, вынужденная 50% доходов тратить на продукты питания. Социальные показатели на Западе превосходят российские.

«Все это отражается на качестве питания и на возможностях людей приобретать определенные вещи. При оценке уровня бедности не предусматривается обладание такими важными вещами, как персональный компьютер и плата за Интернет. Все это сегодня необходимо для жизни: бедным семьям нужно работать с порталом Госуслуг», - констатирует Сафонов.

Российская система подсчета бедности не учитывает многие моменты, так что нам есть, куда двигаться вперед.

России нужны новые рабочие места

«Что касается борьбы с бедностью, то основной камень проблемы лежит в рынке труда. В РФ слишком много рабочих мест, которые предлагают работникам низкую заработную плату: это касается и бюджетной сферы», - резюмирует Сафонов.

Если здесь ничего не изменится, то государство вынуждено будет продолжить применять существующие методы.

«Данная политика ведется много лет и заключается в увеличении объема трансфертов из бюджетов разного уровня в бюджеты домохозяйств, где в последние годы резко увеличилась доля пособий и субсидий», - заключает Сафонов.

Население РФ все больше зависит от принципов социальной политики, и такая ситуация не является допустимой.

«Источником такого дофинансирования бюджетов домохозяйств могут быть только налоги, а также их постоянное повышение, поэтому решение проблемы через увеличение пособий, а не качества рынка труда, автоматом приведет либо к снижению расходов на инфраструктурные проекты – ценой этого станет развитие экономики, либо к повышению налогов», - констатирует Сафонов.

С бедностью в рамках долговременной политики нужно бороться изменением структуры экономики и созданием новых рабочих мест, связанных с высокой квалификацией работника и высокой заработной платой.

«Государству нужно повышать заработную плату работникам бюджетной сферы, повышать минимальный размер минимального размера оплаты труда (МРОТ) – сегодня он равняется 12 с небольшим тысячам рублей. Необходимо, чтобы МРОТ включал коэффициент иждивенческой нагрузки. В восьмидесятые годы в СССР подошли к коэффициенту МРОТ на иждивенца в размере 0,63», - резюмирует Сафонов.

Это значит, что если у человека присутствует на попечении ребенок или другое нетрудоспособное лицо, то его МРОТ должен быть в 1,63 раза выше обычного. В современной социальной системе РФ данный параметр не предусмотрен.

«Для борьбы с бедностью трудоспособного населения необходимо что-то делать с зарплатным неравенством, вводя дифференцированную налоговую нагрузку в отношении лиц, получающих сверхдоходы», - заключает Сафонов.

Недавно был сделан первый шаг в виде введения ставки в 15% по налогу на доход физических лиц (НДФЛ), которые имеют заработок свыше 5 млн рублей год. Сумма, которая выходит за данный лимит, теперь облагается ставкой не в 13%, а в 15%.

«Нужно сделать следующие шаги в отношение тех людей, которые получают еще больше, и вводить европейские стандарты. В такой ситуации люди начинают меньше жадничать по вопросу заработных плат подчиненным», - констатирует Сафонов.

Особое место займут многодетные семьи, в отношении которых необходимо проводить особую политику.