«Однажды проснулся от звонка из банка». Как петербуржец через мошенников «задолжал» полмиллиона

Мошенники ежедневно обманывают россиян на значительные денежные суммы. Аферисты научились дистанционно оформлять кредиты клиентам банков, а потом списывать полученные средства. Жертвой одной из таких серых схем стал спортивный менеджер из Санкт-Петербурга Егор Крецан. Однажды утром он проснулся от звонка из банка. Мужчине сообщили, что он якобы просрочил выплаты по микрокредитам, но никаких денег ни у кого он не брал. Оказалось – через мошенников «задолжал» полмиллиона. Своей историей пострадавший поделился с «МИР 24».

Егор Крецан: На меня набрали микрокредитов самых маленьких и открыли юридическое лицо. Мне сначала банки начали звонить, предлагая открыть под это юридическое лицо что-то у них, кредит взять, расчетный счет, который не привязали еще тогда к нему. А потом мне начали звонить коллекторы. Брали кредит на 5000 рублей, закрывали его через неделю. Таким образом, формировали положительную кредитную историю. У меня был хороший рейтинг, потом приходили и брали сумму в 20 тысяч рублей, которую уже не возвращали. То есть там речь не шла о том, что они «надергали» миллионов. Там самая большая сумма была порядка 90 тысяч или что-то такое. Естественно, с теми процентными ставками, которые в этих учреждениях приняты, эта сумма «раздулась». Ставки совершенно безумные.

Есть сайт этой микрофинансовой организации. Ты заходишь туда, у тебя есть паспортные данные, даже не скан паспорта, а просто циферки. Ты их туда забиваешь и вводишь номер телефона. Туда тебе приходит СМС и она считается твоей цифровой подписью. Вот они мне испортили напрочь всю кредитную историю. Не то, чтобы я каждый месяц беру кредиты, но на сайте одного из бюро кредитных историй посмотрел на «скоринг», на свою оценку с точки зрения банков, и она у меня в красном поле лежала как в спидометре у машины, которая никуда не едет. Хотя обычно она стоит в противоположном краю.

- Как ты думаешь, откуда к мошенникам попали твои паспортные данные?

Егор Крецан: Естественно, нет ни одного шанса установить это. Казус в том, что у меня не воровали паспорт, он у меня не пропадал, потому что всегда при мне. Я сейчас знаю, где он лежит. Все время ношу его с собой. Не было вероятности, что кто-то его взял попользоваться на какое-то время. Я сходил в полицию и тут можно сказать: «Ай, полиция не помогла». Но они мне честно сказали, что ситуация в общем-то достаточно рядовая, но при этом сделать что-то с точки зрения закона и с точки зрения каких-то следственных действий, какие бы они ни были, достаточно сложно.

Об этом нужно узнавать как можно раньше. Благо, у нас степень цифровизации всех этих сервисов прекрасная, она реально хорошая. Госуслуги – классная штука. Я понимаю, что случись бы такая история в США, где я тоже представляю себе как это устроено, то я бы правды искал там долго. Но там бы и полиция по-другому вела себя и, наверное, я бы побыстрее отбрехался. Но вот этого механизма, насколько я знаю, даже и нет. Здесь я в течение 15 минут сел и вынул всю информацию, которая мне необходима со всеми плюс-минус именами, явками, паролями и телефонами.

- Лучше знать свою кредитную историю

Егор Крецан: Я рекомендую даже для себя проверять свою кредитную историю, потому что мало ли какие там есть подводные камни или артефакты. Чтобы разобраться в моей ситуации, подключились знакомые. Мне назвали конкретного человека, сказали, какую бутылку ему купить, как к нему прийти, что ему сказать. И там был целый перформанс. Потому что я к нему прихожу, достаю виски, которые мне и подсказали купить в нужном объеме. Он говорит: «Ой, не надо, не надо!» Потом открывает тумбочку, а там целая батарея таких бутылок.

Потом он говорит: «Ну и что я тебе могу сделать? Ты же понимаешь, мы будем на Сахалин писать вот эти служебные записки? Это же никому не надо. Зачем это все? Дадим тебе сейчас «отказник» и пойдешь с ним. Ты пришел как честный гражданин и заявил. И это уже основание считать, что ты сделал все, что ты смог». Я отвечаю: «Понимаю, что это я. А если заведут на какую-нибудь известную личность? Явно вам придется этим заниматься». И он: «А что мы можем сделать? Ничего не можем сделать». Вот так.

- Только оглаской?

Егор Крецан: Да-да. Конечно, потому что это тоже чревато. Это проблема.

- Судя по всему, не хватает рычагов, чтобы регулировать эту историю с МФО.

Егор Крецан: Наверное, они в курсе этой проблемы. Здесь я думаю, что законотворческое какое-то регулирование – это половина этого всего. На самом деле, это больше конкретный банковский сектор. Тут вопрос в факте существования. Вопросы были: «Почему это существует». Я понимаю, что в регионах это реально необходимый инструмент. Тем более, никакой обозначенной альтернативы нет. Другой вопрос – для чего они необходимы. Люди берут по две тысячи рублей и идут покупать «фунфырик».

На мой взгляд, отношение к этому должно быть как к азартным играм. Потому что если человеку нужны деньги и он отдает себе отчет в том, где будет их доставать, то он пойдет в банк и честно возьмет себе кредитную карту и будет ею пользоваться. Там можно взять на 100 дней без процентов, допустим. Все то же самое. Я думаю, что будет много междометий, деепричастных оборотов и других частей речи, но намного меньше глаголов.

Сколько у нас личных кабинетов? Где мы храним пароли от аккаунтов соцсетей? Кража личных данных сегодня такое же распространенное преступление, как и кража денег. Как быть, если все-таки твою цифровую личность украли? Репортаж об этом смотрите в программе «Вместе» с Екатериной Абрамовой сегодня в 18:30 на телеканалах «МИР» и «МИР 24».