Увольнение сотрудников – процесс малоприятный для большинства руководителей, но неизбежность для любой организации

Увольнение сотрудников – процесс малоприятный для большинства руководителей, но неизбежность для любой организации. При этом причины увольнения могут быть самые разные разнообразные: финансовые трудности, нарушение дисциплины, некачественное выполнения должностных обязанностей, недостаточность компетенций, несоответствие «духу» компании, размышляет Илгизя Шарафиева, генеральный директор группы строительных компаний.

Сейчас, когда мы переживаем масштабный экономический кризис, связанный с COVID-19, абсолютно разные компании сталкиваются с необходимостью сокращения расходов, чтобы сохранить бизнес. Для части из них это носит временный характер и не затрагивает глубоко бизнес-процессы, другим приходится в корне пересматривать структуру затрат. К сожалению, это зачастую касается и расходов на персонал.

Мотивы и стратегии увольнения могут быть различными, но есть правило, придерживаться которого следует при любых увольнениях: расставаться надо, сохраняя с сотрудниками хорошие отношения.

Почему?

Внешняя репутация компании. Уволенные сотрудники размещают отзывы в соцсетях, обращаются в кадровые агентства, где делятся впечатлениями, переходят работать к конкурентам и могут навредить информацией.

Правовые последствия, которые могут привести к дополнительным финансовым расходам.

Демотивация оставшихся сотрудников, то есть внутренняя репутация. Непорядочно поступили с другим, со мной могут поступить так же. Отсутствие мотивации – это негативные последствия для бизнеса, которые можно легко оцифровать и просчитать потери, поскольку человеческий капитал – один из самых ценных ресурсов.

Классик бизнес-литературы Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому» делает акцент на том, как важно собрать правильную команду. А правильную – это прежде всего мотивированную. Даже если сотрудники недостаточно профессиональны, то будучи мотивированными и понимая цель, они очень быстро доберут навыки.

Если мы вынуждены кого-то оставлять за бортом нашего корабля, то необходимо приложить максимум усилий, чтобы сотрудник ушел благодарным за опыт, за работу в прекрасной команде, с уважением к вынужденному решению и лицам его принявшим.

И, конечно, он должен услышать «СПАСИБО».

В своей практике я несколько раз сталкивалась с профессиональным выгоранием.

Когда, испробовав различные варианты, принимала решение расстаться с сотрудником, то в одном случае успешно помогла с трудоустройством в другую компанию, в другом случае – приняла условия сотрудника, и это было справедливо; в третьем – помогла сотруднику организовать собственный бизнес, и позже мы обращались к нему по необходимости. Все остались довольны.

Ещё нужно помнить про человеческий фактор: одно дело рассчитать сотрудника хорошо и выплатить ему компенсацию с подписанием договора по соглашению сторон.

Другое дело, уволить без ничего и остаться врагами. Сотрудник обидится и пойдёт жаловаться в трудовую инспекцию. А трудовая инспекция за права работников, не работодателя. Будут суды, сотрудника восстановят на прежнюю работу. Но чашка уже разбита, ее не склеить. А кому охота тратить лишний раз свои нервы и деньги? Никому. Поэтому нужно учиться разговаривать и объяснять, почему нет.

Так же, чтобы не было проблем с увольнением, лучше принимать человека на работу с испытательным сроком месяца на два. Либо на краткосрочный договор, указав минимальный срок.

В моей практике был случай. Работнице предложили написать заявление по собственному желанию, но она отказалась. Ответила, что ей очень нравится работать в нашей компании, для неё большая гордость быть в нашей команде. Не договорившись о компенсации и соглашение сторон, ее уволили за прогул, когда она просто не вышла на работу без предупреждения. Прошло несколько недель, к нам нагрянула с проверкой трудовая инспекция. Девушку восстановили на работу. Она вышла, как ни в чем не бывало. Но за это время на ее должность уже вышла новая сотрудница. Девушка исправно ходила на работу исправно и просто сидела за рабочем местом, ничего не делая. Морально было тяжело ей и нам. Это было как в игре на выживание. В итоге она не выдержала и ушла сама.

Из трудовой инспекции прилетели и штрафы, которые нужно было оплатить. Это было одним из уроков, чтобы не расставаться плохо.

Я вообще считаю, что лучше по закону заплатить по договорённости. Либо сократить должность, если она уже не нужна в компании и никого на эту должность брать не планируется. В каждой компании есть штатное расписание. Оно постоянно корректируется в зависимости от загруженности организации. При сокращении сотрудник всегда останется довольным, он получает компенсацию, а также может встать на биржу, где ему дадут возможность устроиться в другую организацию и получать временную компенсацию за нетрудоспособность.

Не нужно давить морально на сотрудника, а нужно уметь договариваться!

Ещё я научилась рекомендовать бывших сотрудников. При увольнении выдаю хорошую рекомендацию, и мне новый работодатель может всегда позвонить, и уточнить любые факты по новому сотруднику. Так же спрашиваю у своего окружения, может им нужен наш опытный специалист со знаниями. Сарафанное радио работает лучше всего. По рекомендациям трудоустраиваются быстрее. А благодарность получаешь вдвойне.

Фото Unsplash