Боги в небе. А на земле?

<p>«...Когда-то мне хотелось стать воздушной королевой. Такой, как в рекламных роликах - юной, обворожительной, хрупкой и эффектной в своем фирменном костюме, с очаровательной улыбкой. Увы, все оказалось куда прозаичнее…» «Да какая там романтика! Очнитесь! Сфера услуг, и ничего больше. Я тоже мечтал раньше стать бортпроводником, но когда стал часто летать, распрощался с романтикой. Это тяжелая, очень тяжелая работа. Да и за такую зарплату совсем необязательно летать бортпроводником. И на земле можно подзаработать на полеты в разные уголки мира…» Это лишь немногое из того, что удалось корреспонденту «Века» подслушать на форуме представителей этой профессии, состоявшемся недавно по инициативе Общероссийского профсоюза авиаработников. Речь там шла о режиме труда и отдыха, о том, что во многих авиакомпаниях административные решения руководства по отношению к стюардессам и стюардам носят, мягко говоря, непрозрачный характер. На эти и другие наболевшие вопросы участники профсоюзного актива кабинных экипажей России, собравшиеся в Москве, хотели получить ответы от отраслевого профсоюза, чиновников Росавиации и экономистов. </p><p> В один голос говорили о потере престижа профессии. Постоянно наблюдается отток специалистов, так что в самое ближайшее время авиакомпании остро почувствуют кадровый голод. </p><p> «Мы работаем в пяти регионах России, - заявил зампредседателя профкома авиакомпании Red Wings, директор департамента сервиса Валерий Меркулов. – И, конечно, не можем не заметить падения престижа профессии бортпроводника.</p><p> Один из ключевых стимулов изменить эту ситуацию в лучшую сторону – индексация заработной платы. Однако возможности авиакомпаний, учитывая пандемию, не безграничны». </p><p> Это как сказать! Например, представитель авиакомпании «Якутия», заместитель начальника службы бортпроводников по сервису Елена Зимина, сообщила, что руководство компании, просчитав последствия назревающих проблем трудоустройства и привлечения новых сотрудников, сочло необходимым проиндексировать зарплаты бортпроводников. </p><p>Что касается претензий по зарплате, то они вполне мотивированы.</p><p>…Рабочий день стюардессы начинается с приезда в родную службу и диктуется расписанием вылета самолета. То, что нет ни суббот, ни воскресений, ни праздничных дней – все это оговаривается еще при приеме на работу. Иногда из-за непогоды приходится подолгу засиживаться в каком-нибудь аэропорту, жить в прокуренной гостинице, обходиться сухим пайком, проклинать погоду и с надеждой смотреть на небо. А зарплата… Вот данные мониторинга по средней зарплате бортпроводников:</p><p>В 2016 – 2019 годах зарплата рядовых бортпроводников составляла от 35 тыс. рублей, а вот зарплата руководящего состава индексировалась – в 2016 году ее размер составлял до 92 тыс. рублей, в 2017-м - до 95 тыс. рублей, в 2018-м – до 102 тыс. рублей, в 2019 году – до 115 тыс. рублей.</p><p>О прошлом годе и говорить не приходится: пандемия из-за остановки полетов поставила хозяев авиакомпаний на грань выживания. Есть случаи, когда зарплата не превышала 5 тыс. рублей.</p><p> И это еще не все. Как удержаться на работе, когда наваливаются еще и бытовые проблемы?</p><p>У стюардессы Эвелины Б. есть дочь пяти лет. «Какая из меня мать, если вижу ее редко? А тут еще непроходящая усталость. Муж часто встречает мрачным, ты, говорит, в небе хозяйка, а дома…»</p><p>«У Эвелины проблемы с дочкой, - рассказывает Лена К. - А у меня…»</p><p>И она начинает говорить о самом наболевшем, самом интимном. За ее задрожавшим голосом и опущенными глазами, а еще за тем, что она все же решилась рассказать об этом постороннему человеку, мужчине, чувствуется настоящая боль и человеческое страдание.</p><p>«Мы с мужем очень хотели иметь ребенка. К сожалению, ничего не получается. В мои 25 у меня уже было три самопроизвольных прерывания беременности. Врачи ссылаются на внутренние изменения. Виноваты, мол, условия работы - организм таким образом реагирует на постоянные взлеты и посадки. Похоже, с профессией придется распрощаться». </p><p> Вот она, обратная сторона медали. Кроме сугубо женских заболеваний у воздушных королев еще нередки и хронические гастриты, болезни вен, они подвержены простудам. Попробуй не заболеть, если в некоторых профилакториях, часто давно отживших свой век, где приходится коротать время перед обратным рейсом, нередко кровать оказывается у разбитой двери, да еще за окном ноль градусов… Врачам же совсем небезразлично, почему у той или иной бортпроводницы за год по три-четыре бюллетеня. Объясняют, как могут. Однако медики порой придирчивы, убеждены, что, пытаясь непременно выйти на работу, стюардессы скрывают свои хвори. А пойманные за руку в кабинетах врачей и просят, и умоляют, и лукавят. Все ради одного, главного – летать. </p><p> Шел на форуме разговор и о забвении профессиональных традиций. Здесь поневоле вспоминаются советские времена, когда авиаотряды буквально соревновались в умении наиболее успешно организовывать посвящение в стюардессы. Что, по замыслу организаторов, должно было запомниться на всю жизнь. У вчерашних школьников рождались чувство уважения к будущей работе, желание не уронить престиж новой службы, куда тебя позвали. Увы, сегодня не всюду поддерживается эта славная традиция.</p><p> </p><p>«Конечно, многое зависит от председателей профкомов, умеющих наладить деловые отношения с руководством, - продолжает разговор председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников Валерий Селитринников. – Претензии к руководителям всегда будут, но, оказывается, их можно разруливать, как это сделали в «Якутии». Надо, скажем, добиться возвращения бортпроводникам оплаты за вредность, прежних льгот, которые им положены, нормального пенсионного обеспечения. Главный вопрос для всех, конечно, зарплата – сегодня решение этой проблемы в авиапредприятиях носит характер разноголосицы. Все это и сказывается на настроении людей. Думается, самое время подключить к этому трехстороннюю комиссию. Там - а это и правительство, и профсоюз, и работодатель – вместе смогут определить те стандарты, которые устроят всех.</p><p><i>Когда материал готовился к печати, довелось прочитать, что «Аэрофлот» удалил комментарии под своим постом в Instagram о низких зарплатах бортпроводников и налёте, «стукачестве» на коллег, штрафах, вынужденных подработках, проблемах колл-центра, о невыносимых условиях и отсутствии «плюшек». Жизнь, как видим, более прозаична, чем нас в этом убеждают… Авиакомпания сообщила об открытии набора бортпроводников и сделала об этом пост в соцсетях, сопроводив его фотографиями стюардесс и стюардов из «аэрофлотовского» пула с пятидневных съёмок на Сейшелах. «Аэрофлот» пообещал успешным кандидатам стабильную зарплату и соцпакет, включая льготные и бесплатные авиабилеты, которыми, как рассказывают источники в компании, не могут воспользоваться ушедшие в декрет женщины и их родственники.</i></p>