Найдена идеальная форма удаленной работы

Опять удаленка — по всей России многих вернувшихся было в офисы сотрудников с ростом пандемии коронавируса снова возвращают домой. Для кого-то это в радость, а кто-то готовится к убыткам.

Фото: Геннадий Черкасов

После «первой волны» удаленки часть работодателей столкнулась с проблемой: сотрудники не хотят возвращаться в офисы. И многим пришлось идти навстречу, чтобы не повышать людям зарплаты, поскольку возможность работать из дома стала рассматриваться как некий бонус (типичный аргумент — «денег на дорогу тратить на не надо»). Конечно, если работающего удаленно сотрудника можно контролировать, понимая, чем он занят в любое время рабочего дня, плюс экономить на аренде офиса, этот вариант, может и неплох. А если нет?

За последние полгода во многих компаниях — как в отечественных, так и в зарубежных — удаленка стала яблоком раздора. Горячие баталии вызывает как перевод офиса в дистанционный режим работы, так и выход из него. В большинстве случаев работники желают остаться «удаленными» (особенно, когда на дворе лето), а работодатели жаждут лицезреть их в присутственном месте. Но случается и наоборот: подчиненные рвутся в родную контору, но начальству их трудовые подвиги выгодны лишь в удаленном формате.

Очно или заочно? Возможен ли в этом вопросе консенсус между «верхами» и «низами» и как к нему прийти?

«Весь последний год мы проработали с чувством, что нас не просто не слышат, нас игнорируют!» — таким заявлением отреагировали сотрудники Apple на объявление своего руководства о том, что с осени им придется появляться в офисе трижды в неделю. А на разосланную их гендиром Тимом Куком «служебку» о том, что с 1 сентября присутственными станут понедельники, вторники и четверги, подчиненные ответили встречным коллективным требованием — разрешить работать удаленно всем, кому это удобнее. 

В сопроводительном письме персонал компании поясняет, что для успешного труда нуждается «в гибком подходе», в то время как политика работодателя, требующего присутствия в офисе, уже вынудила некоторых коллег уволиться. По словам сотрудников компьютерного гиганта, они чувствуют, что поставлены перед неоправданным выбором — или семейное благополучие вкупе с возможностью спокойно выполнять свою работу, или туманный стимул «быть частью компании». Сдаваться «яблочные менеджеры не намерены», хотя руководство уже посулило им к 2-м удаленным дням в неделю еще и две удаленные недели в год.

— Свой объем работ каждый из нас выполняет и из дома, — делится русскоязычный сотрудник европейской штаб-квартиры «яблочной» компании. — На это руководству возразить нечего. И они начинают давать на «корпоративную культуру», мол, каждому сотруднику необходимо ощущать себя «частью компании», плечо коллеги, тогда результаты лучше… Мои родители смеются, им это напоминает лозунги из их юности: «Силу и энергию каждого сольем в единый трудпоток». Но мы же не коммунизм строим, и мы не японцы или корейцы, у которых общение и пиво с коллегами вписано в должностную инструкцию!»

На уступки персоналу вынужден был пойти и ведущий американский портал по продаже товаров и услуг, тоже изначально планировавший вернуть работу своих офисов к допандемийному образцу. Но, столкнувшись с бурным протестом «офисного планктона», не желающего возвращаться к прежней присутственной пятидневке, руководство портала позволило своим сотрудникам 2 дня в неделю работать из дома — даже после полного снятия антиковидных ограничений. 

Кроме того каждый сотрудник имеет право на 1 месяц в год на условиях «полной удаленки» — то есть, в эти 30 дней начальство ни при каких обстоятельствах не вправе вызывать данного работника в офис. 

По мнению экспертов, такая покладистость совета директоров гиганта объясняется страхом утечки своего вышколенного годами персонала в лапы конкурентов, которые нарочно открыли вакансии с возможностью дистанционной работы в надежде заполучить выращенных лидером рынка профессионалов, не желающих торчать в офисных стенах.

По аналогичному пути пошли и другие IT-гиганты: так, открыв осенью офисы, Google полностью оставит на удаленке около 20% сотрудников, а еще 60% перейдут на смешанный режим — 3 дня в офисе, 2 удаленно плюс законный месяц полной удаленки раз в год. Но все равно они слегка завидуют менеджерам Facebook и Microsoft, где на полной удаленке оставили всех желающих, кроме тех, чьи обязанности в дистанционном режиме невыполнимы (уборщицы и пр.).

Что до отечественных руководителей, большинство уверены, что полноценной может быть только очная работа. Только под неусыпным надзором «верхов» «низы» смогут задать требуемый темп восстановления экономики и потребительского спроса. Так, в столице после отмены в конце января обязательной удаленки для 30% сотрудников каждой компании и до новой волны пандемии оставалось всего 10%-15% убежденных «надомников».

— До пандемии я даже не думала о том, что можно работать из дома, — признается бухгалтер Светлана. — Сначала в офис бегала даже в самый строгий карантин. Пока вдруг поняла, что дома у меня результаты лучше! Я успеваю даже больше, чем сделала бы в конторе. Я очень люблю своих коллег, это не в обиду им, но все, что я пропускаю, работая из дома — это три чаепития, пять перекуров, часовой обед и, как минимум, 3 истории в день про неблагодарных мужей, детей и т.д. А еще экономлю время и силы на приведении в порядок себя и офисных костюмов и на дороге туда-обратно. Хотя, конечно, совсем запереться дома тоже скучно. Пару раз в неделю я приезжала бы в контору даже с удовольствием. 

А вот литературный редактор Марина категорически против удаленки.

— За этот год я поняла, что моя семья искренне считает меня своей собственностью и домработницей Муж, свекровь, дети — все ведут себя так, будто я должна исполнять каждый их каприз. Уважительной причиной для отказа они считают только мою работу, ведь там я зарабатываю для них деньги. А как удаленка началась, они меня буквально заездили. 

Они просто не в состоянии понять, что удаленка — это та же работа, только из дома, а не им домашняя рабыня. А мне тоже хочется хоть иногда нарядиться, выйти в люди, поболтать с коллегами, чайку спокойно попить… Наш женский коллектив требует возвращения в издательство единогласно. Но вот шеф против: за время удаленки он очень выгодно сдал в аренду наш этаж и теперь уверяет, что из дома у нас производительность выше. 

Некий компромисс, судя по описанию его финдиректора, изобрел московский офис крупного немецкого производителя бытовой электроники:

— Весь персонал московского офиса собирается вместе дважды в неделю: в понедельник мы обсуждаем рабочие планы на неделю и общаемся за обедом, а в пятницу обсуждаем итоги недели и общаемся за коктейлем. Наш европейский работодатель уверен, что корпоративный дух и общение очень важны для коллектива. Но при этом знает, что свои рутинные обязанности каждый менеджер лучше выполняет в автономном режиме.

— Если вам хуже работается в офисе, значит, для вас там некий источник стресса, — считает психотерапевт Алина Колесова. — Но не сама работа, раз вы успешно выполняете ее дома, а что-то или кто-то еще (начальство, атмосфера в офисе и пр.) 

Верно и обратное утверждение: если ваш работодатель предпочитает оставить коллектив на удаленке, а вы рветесь в офис, значит, что-то (возможно, неосознанно) давит на вас дома.

Попробуйте проанализировать свои ощущения, а затем поработать над ними. И, если они окажутся категорически несовместимыми с намерениями вашего работодателя, вид деятельности лучше сменить. Год удаленки был возможностью для нас все попробовать работать в этом новом для большинства формате. И если он оказался для вас явно более (или, напротив, явно менее) полодотворным, это только облегчает ваш выбор приложения себя.

Источник

Сообщение Найдена идеальная форма удаленной работы появились сначала на УНИКА НОВОСТИ.