Бюджет НСО: вкладывать деньги в развитие, а не платить долги

Текущее состояние регионального бюджета и перспективы его развития 30 июня обсудили на комитете по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания НСО. Областные парламентарии отметили, что в этом вопросе не все так гладко, как выглядит на бумаге.

Бюджет НСО: вкладывать деньги в развитие, а не платить долги
© НДН.Инфо

В частности, после доклада министра экономического развития НСО Льва Решетникова председатель Заксобрания Андрей Шимкив подверг резкой критике существующую в Новосибирской области процедуру заключения концессий. А именно – что ключевые для региона решения иной раз принимаются без оповещения народных избранников, и предлагаются на утверждение постфактум.

«Буквально вчера к нам дошли документы на согласование концессий по шести школам и инфекционной больнице. Хочу сразу оговориться, что такое давление, что вот вам сегодня документ, а вы на сессии 8 числа согласуйте, невозможно». – первым делом пояснил техническую сторону вопроса Андрей Шимкив.

Однако главное, что вызвало недоумение у спикера, это то, что данные концессии заключаются с определенными компаниями, не имеющими отношения к региону, без всякой конкуренции, без участия местных строителей. 

«Где конкуренция? Мы – за инфекционную больницу, тем более в сегодняшней ситуации. Мы и за ГЧП, и за концессии. Но, когда я читаю ваши документы, и вижу заем под 12% годовых… Возьмите хотя бы под 7 процентов и стройте, – обратился Андрей Шимкив к министру экономразвития. – Вы вчера мне рассказывали, что нагрузка на бюджет (то, что я вас просил на общественных слушаниях по бюджету посчитать) – один миллиард шестьсот тысяч рублей. Однако я вижу, что только инфекционная больница обойдется в миллиард сто сорок пять тысяч. И по школам 630 миллионов. А где поликлиники, где мост, где все остальное?»

Концессии должны проходить через обсуждение депутатами Заксобрания, напомнил Андрей Шимкив.

«Были четкие договоренности, что ГЧП мы согласовываем. Почему полгода велись переговоры в рабочей группе, в которую, по сути, нужно было включить депутатов – и не было бы никаких вопросов! – акцентировал Андрей Шимкив. – Мы с Губернатором Андреем Александровичем Травниковым друг друга понимаем, но почему, когда опускается на уровень министерств, возникают проблемы? Давайте согласовывать все, как положено. Хотелось бы все видеть и понимать».

Спикера поддержал первый заместитель Заксобрания НСО Андрей Панферов:

«С таким подходом через пять лет мы будем только платить долги, а бюджета развития Новосибирской области вообще никакого не будет. Потому что так рассматривать документы, в обход Законодательного Собрания, недопустимо».

Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев предложил запросить у министерства полную финансовую информацию об уже существующих проектах ГЧП и концессиях. И обязательно включать в рабочие группы по обсуждению подобных соглашений областных депутатов. Чтобы понимать, насколько эффективны планируемые договора, какая нагрузка ложится на бюджет, сможет ли область в будущем вести расчет по заключаемым соглашениям. Пока такая информация имеется не в полном объеме, что не позволяет выстроить наиболее эффективную финансовую модель.

«Напомню, что по строительству четвертого моста первая цифра была 96 млрд, а потом удалось снизить ее в два раза. – привел пример Федор Николаев. – Не потому что депутаты хорошие, а потому что широкое обсуждение дает более качественное принятие решения, эффективное по деньгам».

Депутаты также заслушали доклад министра финансов и налоговой политики НСО Виталия Голубенко. Доходы областного бюджета удалось увеличить почти на 7 млрд рублей, в результате в расходную часть бюджета предложено внести изменения. 

«Предложенные Правительством изменения в бюджет касаются самых разных направлений. – прокомментировал поправки Федор Николаев. – Прежде всего, это большой круг вопросов, связанных с подготовкой к зиме, субсидии районам составят больше 100 млн руб. Второе направление – ремонты подведомственных учреждений образования: школы, детские сады, дома культуры. Очень важный пласт, которого у нас не было давно – оснащение клубов и ДК музыкальными инструментами. Следующее – очередное увеличение ассигнований на обеспечение детей-сирот жильем, предполагается выделить на это порядка 190 млн руб. Субсидии городу Новосибирску на 278 млн, на текущий ремонт дорог. Увеличение финансирования заработной платы всему бюджетному сектору, в частности, работникам сферы образования и фельдшерского направления, ветеринарам. И многое другое».

Депутаты комитета рекомендовали законопроект об изменениях в бюджет к принятию сразу в двух чтениях на сессии Заксобрания, которая состоится 8 июля.

Вячеслав Ведерников