Войти в почту

Больницам разрешили брать на лечение пациентов со своими лекарствами. Минздрав внес поправки в правила ОМС

Минздрав внес в правила ОМС поправки, которые открывают возможность для медучреждений брать на лечение пациентов со своими лекарствами. В первую очередь, речь идет о препаратах для пациентов с орфанными заболеваниями.

Больницам разрешили брать на лечение пациентов со своими лекарствами. Минздрав внес поправки в правила ОМС
© BFM.RU

Изначально медицинское сообщество просило разрешить использовать в больницах льготные препараты, назначенные амбулаторным больным, но требующие введения в условиях стационара. Кроме того, существовала другая проблема: когда назначенного врачом лекарства физически не было ни в больнице, ни в аптеке, либо оно было очень дорогим, и получение медпомощи откладывалось на неопределенный срок (либо если речь шла о ввозе из-за границы незарегистрированных в России лекарств). Тогда в дело вступали благотворительные фонды. Предполагалось, что закупленные медикаменты должны поступать в дневной стационар под конкретного больного, а больница затем вычтет их стоимость из итогового счета.

На практике же больной, получивший лекарство сам (частным путем, за деньги), договаривался с врачами и медсестрами о его введении. Но в начале лета Минздрав ужесточил правила. В России лечение госпитализированных в госучреждения идет за счет бюджета. А потому Фонду обязательного медстрахования дали право не оплачивать госклиникам лечение больных с лекарствами так сказать со стороны. Соответственно, тысячи людей рисковали остаться без нужных препаратов.

Теперь это правило отменили. Правда у нового порядка нет деталей — например, тарифов, определяющих, как больнице считать лечение пациента со своими медикаментами, и процедуры принятия таких активов на баланс. Само ведомство разъяснений по этому поводу на момент публикации материала не дало. Комментирует директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович:

Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ «Зачастую пациентам, особенно детям, нужны другие препараты, которые благотворительные фонды сами закупают — это сплошь и рядом, например, в онкогематологии происходит. Передать легально было невозможно, поэтому шли на всякие ухищрения. Сейчас формально этим документом это разрешено. К чему это приведет — это надо смотреть. В ситуации, когда пациент приносит лекарства, могут быть очень серьезные финансовые нарушения».

Эксперт не склонна считать, что нынешний карт-бланш Минздрава приведет к перекладыванию проблем медобеспечения больниц на плечи пациентов. По ее мнению, данная политическая инициатива, напротив, расширяет возможности и для врачей, и для больных.

Участие в схемах больничных поставок благотворительных фондов и существующий сложный механизм закупки препаратов только после постановки диагноза не оправданы, считает президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. Должна быть госсистема долгосрочного планирования, когда объем нужных лекарств просчитывают и приобретают заранее, отмечает он:

Александр Саверский президент Лиги защиты пациентов «На прошлой неделе обсуждали как раз проблему отложенных рецептов. Выяснилось, что даже когда у вас стоит на рецепте Cito, то есть экстренно, это два дня. Врачи говорят: «Да вы что, с ума сошли? Вы понимаете, что такое Cito, это вот сейчас, это вчера, а не через два дня, человек погибнет». И до 15 дней там по решению врачебной комиссии было предложено. Но, слава богу, Леонид Михайлович Рошаль взорвался на этом, я его поддержал и другие коллеги. Мы фактически поставили перед Минздравом в рамках механизма регуляторной гильотины [задание] создать в течение года дорожную карту лекарственного обеспечения, которая будет включать в себя элементы планирования на основании потребностей пациента. То есть сейчас мы должны узнать потребности, потом запланировать, соответственно, на три-пять лет контракты под эту потребность. И тогда у нас будет шанс, что лекарства будут сейчас, а не через два дня, не через 15 дней».

С одной стороны, в нынешних реалиях дорогостоящие лекарства для редких заболеваний не по карману фонду ОМС. За рубежом сбор на лечение орфанных заболеваний — тоже прерогатива частных фондов. С другой, благотворители более охотно помогают несовершеннолетним пациентам. Регулярность и оперативность гособеспечения взрослых больных жизненно важными для них препаратами не раз вызывала вопросы.