Из электронной трудовой книжки пропадает стаж? Разбираемся в громкой истории, даем советы на будущее

Что произошло? Как пишет издание «Ридус», некоторые россияне жалуются на то, что из их электронных трудовых книжек исчезает стаж. Причем сами граждане обнаруживают это совершенно случайно – просто ради интереса проверив данные на «Госуслугах». Началось все с обращения в редакцию жительницы Москвы – у нее из электронной трудовой книжки исчезло несколько периодов стажа общей продолжительностью около года. При этом речь идет о периода с 2007 по 2012 годы – то есть, когда ПФР уже вовсю вел персонифицированный учет плательщиков взносов. В разговоре с сотрудниками Пенсионного фонда выяснилось, что проблема – в работодателях в эти периоды. Обе компании, на которые приходится «исчезнувший» стаж, были ликвидированы. Женщина оказалась в безвыходной ситуации – запросить данные у работодателя невозможно, потому что он уже ликвидировался, а бумажный вариант трудовой книжки в ПФР уже не принимают. Женщине посоветовали найти приказ (вероятно, о приеме на работу) и трудовой договор, но и без того понятно, что сделать это будет практически невозможно. В ПФР не подтверждают и не отрицают того, что после ликвидации компании стаж может исчезнуть из реестра. Там рассказали, что электронные трудовые книжки выбрали 7,7 миллиона человек, которые приняли решение отказаться от бумажного варианта документа. А по лицевому счету этой женщины все сведения были внесены в соответствии с той информацией, которую подавал работодатель. Пытаемся понять причину Электронные трудовые книжки – это не скан-копии обычных бумажных документов. Это скорее электронная база данных, куда работодатели вносят всю информацию о кадровых перестановках – когда человека принимают на работу, переводят или увольняют, работодатель подает специальную форму в ПФР. Более того, работодателей обязали внести информацию о работе их сотрудников и до 2020 года (с которого можно отказаться от бумажной трудовой книжки). Соответственно, там должны были появиться данные о работе и в более ранние годы. Но пока значительная часть стажа переносится в электронные реестры из системы персонифицированного учета – то есть, трудовые книжки должны охватывать периоды с 2002 года. За более ранние годы отчитывается либо работодатель (если человек работал на него и до 2002 года), либо уже при выходе на пенсию (когда будущий пенсионер собирает справки о стаже и зарплате). За периоды с 2002 года ПФР обычно не просит подтверждающие документы – записи в трудовой книжке проверяются по базе из персонифицированного учета. То ест, даже если работодатель обанкротился и ликвидировался, данные в системе должны оставаться. Но в данном случае, как полагают сами женщины, причина связана с тем, что ликвидированный работодатель подавал отчетность с нарушениями, из-за чего их стаж не засчитался. Что касается бумажных трудовых книжек, обычно сотрудники ПФР просят предоставить справку о работе, если документ заполнен нечетко или если там штамп «поплыл», и т.д. При этом даже официальные лица призывали сохранить бумажные трудовые книжки тем, кто работал до 2020 года – для будущего начисления пенсии. Почему сотрудники ПФР отказались рассматривать бумажную трудовую книжку, пока неясно. Что дает стаж? В СССР и до 2002 года размер пенсии частично зависел от стажа – чем он был больше, тем больше пенсионных прав получал пенсионер. Однако с 2002 года в расчет идут исключительно страховые взносы – соответственно, стаж постепенно теряют свою главную роль. Набирать больше страхового стажа есть только в некоторых случаях: если это периоды до 2002 года; если не хватает до минимального стажа (12 лет в 2021 году) если нужно набрать 15-20 лет для выхода на льготную пенсию или 30 лет работы на селе ради доплаты. В 2021 году стаж влияет на пенсию весьма косвенно – тем, у кого зарплаты выше 122 тысяч рублей, «лишняя» зарплата не засчитывается в стаж за этого год. Но на практике такие ситуации очень редкие. Что можно сделать? Переход на электронную трудовую книжку – на самом деле просто отказ от ведения бумажного документа. То есть, электронная база ведется вне зависимости от выбора работника – но при этом ему могут вносить или не вносить те же данные в бумажную книжку. Соответственно, даже имея бумажную трудовую, при желании любой гражданин может проверить свой стаж и сверить его с документами. Сделать это можно в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России – там будет показан весь страховой стаж, который учтен официально. Если в нем не хватает определенного периода, стоит узнать, по какой причине – возможно его туда не включили из-за ошибки. Если же стаж исключили за ликвидацию компании, выход все равно есть: найти справку о работе и приказы в муниципальном архиве (это займет до месяца); если в архивах данные не сохранились, можно привлечь свидетеля, который работал там же в тот же период. Достаточно подать письменные показания свидетеля, но ему придется подтвердить факт его трудоустройства на том же предприятии; если свидетелей нет, найти любые косвенные доказательства (почетные грамоты, газеты, партийные и комсомольские билеты, и т.д.). Пока сложно сказать, актуальны проблемы только для электронных трудовых книжек, или еще и для бумажных, но к своему стажу нужно относиться внимательно вне зависимости от ее формы.

Из электронной трудовой книжки пропадает стаж? Разбираемся в громкой истории, даем советы на будущее
© Банки Сегодня