«Не могу уйти на заслуженный отдых!»
Ангелина Вовк призналась, что у нее очень скромная пенсия - 17 тысяч. Плюс 30 тысяч ей доплачивает правительство Москвы за звание народной артистки. В сумме получается вроде бы неплохо - 47 тысяч рублей. Но Ангелина Михайловна любит путешествовать. И пенсии на это, конечно, не хватает:
- Билеты, стоимость тура - все это выливается в крупные суммы.
К счастью, телеведущая продолжает работать. Поэтому может позволить себе поездки.
- Я тоже все еще работаю, хотя мне 82 года, - говорит актриса Ольга Волкова. - Потому что с финансами все плохо. Если бы Сергей Собянин не добавлял бы эти 30 тысяч за звание, то я получала бы всего 20. Но даже суммы с надбавкой на все не хватает, потому что квартплата, лекарства... Да еще живу далеко и приходится ездить в театр на такси, поскольку надо таскать с собой вещи для репетиций. Мне на пенсию не прожить... Я 65 лет работаю в театре! Куда деваются те деньги, которые я сдавала и сдаю в пенсионный фонд? Я уж не говорю о процентах, которые на мои пенсионные взносы могли бы начислять, как практикуется за границей... Нет ничего этого! Вот поэтому и на заслуженный отдых уйти не могу. Ведь если б жила на одну пенсию, я бы сдохла!
- Ну вот я живу или, правильнее сказать, выживаю на одну пенсию, - признался нам легендарный иллюзионист Амаяк Акопян. - У меня пенсия 20 тысяч. И никто мне ничего не доплачивает. Я в свое время как-то не задумывался о том, что надо получить какие-то звания. Хотя мне предлагали, и не раз! Но я думал: а зачем? У меня ведь тогда все было очень-очень хорошо! Я много работал, снялся в 35 фильмах, вел телепередачи, очень много выступал, в том числе за границей. Я представлял нашу Родину, был «живой витриной» советской культуры, объездил более 70 стран!.. Кто же знал, что все это закончится? Что и страны, которой я служил, не станет, и тех организаций, от которых я ездил на гастроли... И что я в итоге останусь с пенсией в 20 тысяч... Да и плевать бы мне на это! Поскольку талант позволил бы мне и сейчас прекрасно зарабатывать. Мне предлагают очень привлекательные гонорары на телевидении, предлагают сделать небольшой тур по стране, зовут за границу преподавать, но я всего этого не могу уже, к сожалению. Физически не могу. У меня очень серьезные проблемы со здоровьем, в частности со спиной. Спасаюсь только обезболивающими. Помогла бы операция за границей. Но на нее у меня нет денег. А попросить... Я всего один раз просил. Мама моя тогда была жива и болела. Я все бросил, чтобы за ней ухаживать. Мы оказались в очень сложной ситуации, и я написал письмо Собянину. Рассказал, что вот я такой-то, такие-то у меня регалии и награды, столько-то я всего сделал и, может, есть возможность поддержать... Думаю, что то письмо к Собянину так и не попало. Его переслали в ПФР. А оттуда пришел ответ: мол, сколько получаете, значит, столько и заслужили, и больше вам ничего не положено. С тех пор я и не прошу ничего. Живу уединенно, незаметно. И ни на что особо уже не надеюсь.
- Печально, но очень многие некогда известные всей стране уважаемые и заслуженные люди так живут, - говорит знаменитый телеведущий Владимир Березин. - Те, у кого нет званий, кто не получает надбавок и уже не может работать, живут на одну пенсию. Живут очень тяжело, бедно. Я уже стараюсь не называть имен, потому что люди читают про себя и потом ругаются: ах, этот Березин, дурак такой, зачем рассказал, кто его просит! Все же гордые, держат марку. Это профессиональная привычка - не жаловаться, не рассказывать. Но при этом в такой ситуации, как у Амаяка Акопяна, находятся очень многие. Возможность подработать имеют единицы. Некоторым мы - артистическое, телевизионное сообщество - помогаем чем можем. Поэтому знаем, кто и как живет. Вот, к примеру, есть такая блистательная тележурналистка и поэт Любовь Терехова. Она делала когда-то «Сельский час» и сама же его вела. Она была очень известным человеком и большим авторитетом для советского, а потом и российского телевидения... Так вот она сейчас просто бедствует. У нее пенсия всего 13 тысяч, дочка больная, и она сама плохо себя чувствует. Конечно, ей очень трудно, очень! Кстати, такие люди - широко известные в прошлом и вдруг оказавшиеся в тяжелейших реалиях - перестают общаться со всеми, прячутся. Потому что не хотят показать, как они живут, они этого стесняются, стыдятся...
Лидия Мезина.
Фото: Социальные сети,
А. Никеричев/АГН «Москва»