Государству не нужны пенсионеры?
А почему его нет? В России значительно снизилось общее количество пенсионеров. Оно сокращается как физически - с 1940-х годов страна не знала такой смертности среди пожилых людей, как сегодня, так и статистически - благодаря пенсионной реформе.
Только за 2019 год ожидаемое количество пенсионеров, которые должны были выйти на заслуженный отдых, уменьшилось на 355 тысяч человек. При этом два года назад вышли на пенсию по разным причинам свыше 1 миллиона человек. Иными словами, в 2019 году, благодаря пенсионной реформе, около 26% людей от общей массы не смогли стать пенсионерами.
По итогам второго квартала 2021 года число получателей пенсий в РФ сократилось еще на 243 тысячи человек. В первом квартале число пенсионеров уменьшилось на 379 тысяч человек... В общем, с 1 июля 2020 года по 1 июля 2021 года пенсионеров России стало меньше почти на два миллиона человек. И это рекордное значение за всю историю доступной статистики, которая ведется с 1998 года.
В среднем Россия теряет 5,5 тысяч пенсионеров в день. А общая численность получателей пенсий - 42,355 миллиона - сократилась до минимума с 2015 года.
При этом с начала 2010-х годов в стране наблюдался рост числа получателей пенсий. С 38,4 млн человек в 2008 году число пенсионеров выросло до 43,5 млн в 2018 году.
БЮДЖЕТ НЕ РЕЗИНОВЫЙ
Пенсионная реформа, конечно же, назревала. Принимая решение, чиновники ссылались на то, что доходов Пенсионного фонда, то есть взносов, которые уплачивают работодатели за сотрудников, не хватает, чтобы выплачивать пенсии. Приходится вынимать деньги из государственного бюджета, а он не «резиновый». И реформа, нацеленная на уменьшение числа получателей пенсионных выплат, была проведена. В ее рамках пенсионный возраст будет постепенно повышаться с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин.
И первые позитивные - разумеется, исключительно для государства - результаты появились уже в 2019 году, когда возраст выхода на пенсию увеличился на полгода. Пенсионный фонд назначил 1,25 млн страховых пенсий, а это на 41% меньше, чем в дореформенном 2018 году. 287 тысяч пенсий были назначены по государственному пенсионному обеспечению, что на 9% меньше, чем годом ранее.
В 2020 году число назначенных страховых пенсий сократилось еще на 6%, а социальных - на 16%. В 2021 году пенсионный возраст снова поднялся до 56,5 года у женщин и 61,5 года у мужчин, и число пенсионеров неминуемо сократится.
В итоге, с начала 2019 года численность пенсионеров за 10 кварталов уменьшилась на 1,51 миллиона человек. При средней пенсии в 15977 рублей это уменьшило расходы Пенсионного фонда на 230 млрд рублей в год.
Российский экономист, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике Михаил Делягин считает, что Министерство финансов России ждет значительного сокращения числа пенсионеров. По его словам, бюджет страны на следующий год урезан. Пострадали, в частности, социальная политика и входящее в нее пенсионное обеспечение. Ожидается, что расходы на социальную политику сократятся на 9,6%, а через два года - еще на 8,2%. А вот сокращение расходов на выплату пенсий возрастет с 8,3% до 13,6% к 2024-му, пишет Делягин. Он убежден, такие планы очень даже логичны, ведь повышение пенсионного возраста в России уменьшает число пенсионеров, а также «форсирует умерщвление «лиц предпенсионного возраста» заведомо непосильным для них трудом и лишением средств к жизни». Однако, напоминает Делягин, в прошлом году планы по сокращению пенсионных расходов у Министерства финансов не оправдались: уменьшение трат на выплаты должно было составить 18,9%, но на деле расходы снизились лишь на 16,5%. Это, считает экономист, показывает, что «живучесть пенсионеров недооценили».
Вот только в бюджете фонда нарисована совсем другая картина. Расходы на выплату пенсий увеличились в 2019 году до 7 трлн 478,4 млрд рублей с 7 трлн 202,6 млрд рублей годом ранее (+3,8%). В 2020 году они выросли еще на 5,1%, до 7 трлн 860,4 млрд рублей. Отчасти повышение расходов на выплату пенсий можно объяснить индексацией. В 2019 году страховые пенсии выросли на 7,05%, в 2020 году - на 6,3%, социальные - на 2% и 6,1% соответственно. Таким образом, повышение пенсионного возраста если и работает, то пока не особенно эффективно.
МЕНЬШЕ СТАРИКОВ - МЕНЬШЕ ВЫПЛАТ
Увеличение пенсионного возраста самым прямым и непосредственным образом влечет за собой уменьшение количества людей, которые до нее доживут.
Умирают нынешние пенсионеры, и дольше ждать выхода другим, а также за счет отдаления сроков выхода на ожидаемый отдых выросла масса якобы трудоспособного населения. ПФР работает по принципу «солидарности», то есть накопления умершего идут на выплаты обязательств текущим пенсионерам. Вследствие изменения такой пропорции (отношение трудоспособного населения к пенсионерам) и повышаются пенсионные выплаты.
По пожилым людям ударил и ковид. По итогам 2020 года, общая смертность в России выросла на 17,9%, до 2,124 млн человек. В первом квартале 2021 года умерли еще 583,7 тысячи человек. Прирост смертности составил почти 27% год к году и стал беспрецедентным с 1947 года.
В прогнозе социально-экономического развития РФ до 2024 года и в проекте бюджета Пенсионного фонда России, которые недавно были внесены в Госдуму, говорится о сокращении числа получателей пенсий почти на 400 тыс. человек в текущем году и на 326 тысяч в 2022-м. По итогам следующего года в России будет насчитываться 42,26 млн пенсионеров. Больше всего сократится число получателей страховой пенсии по старости: с 39,2 млн человек в 2021 году до 38,38 млн на конец 2023 года. Социально-экономический прогноз Минэкономразвития еще более пессимистичен. Если в 2020 году, по его данным, число россиян «старше трудоспособного возраста» составляло 36,8 млн человек, то по итогам 2022 года их будет 35,5 млн, а к концу 2024-го -только 34,4 млн.
Росстат в последние годы не публикует отдельных данных по смертности с учетом возрастных коэффициентов, нет этих цифр и в разрезе избыточной смертности. Но можно предположить, что значительная доля умерших от ковида - это пенсионеры с хроническими заболеваниями.
Однако жизнь пожилым укорачивает не только ковид. Нищенские пенсии не позволяют старикам нормально питаться, покупать лекарства, получать платную медицинскую помощь. А качество бесплатной, к сожалению, часто крайне низкое.
В итоге уменьшение количества пенсионеров является еще и следствием общей слабости российской экономики и бедности населения. А социальная политика государства, которое на словах декларирует всяческую помощь и поддержку пожилым, как мы видим, на самом деле в значительно мере нацелена на сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Ведь чем меньше стариков, тем меньше государственных денег на них нужно.
Галина Галкина