Пенсионный возраст в РФ снова поднимут, когда казахи поутихнут

В Государственной думе опять разгорелась дискуссия по поводу пенсионного возраста. Оппозиционные депутаты отстаивают право людей на заслуженный отдых. Партия власти возражает, что работать и налоги платить у нас некому. Недавно Олег Нилов, представляющий партию «Справедливая Россия – За правду» напомнил, что у нас среднестатистический мужчина не доживает до выхода на пенсию.

Пенсионный возраст в РФ снова поднимут, когда казахи поутихнут
© Свободная пресса

Партия КПРФ – твердо отстаивает возврат прежнего пенсионного возраста. Депутат Госдумы Валерий Рашкин ещё в 2019 году предположил, что власти планируют еще более увеличить возраст выхода россиян на пенсию – теперь до 70 лет. Мало кому такое понравится, большинство россиян очень недовольны пенсионной реформой. Тут и до социального взрыва недалеко, особенно если начнешь считать количество «пенсионных баллов», а в школе у тебя была тройка по арифметике.

Но избиратели – это одно, складывается ощущение, что у авторов грабительской пенсионной реформы по арифметике вообще была «пара». И вот теперь эти двоечники решают судьбы страны, тупо сокращая количество пенсионеров. По 300–400 тысяч человек в год.

По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Василия Колташова сейчас в Госдуме происходит что-то вроде спектакля:

– Оппозиция показывает свое неприятие, какого бы то ни было повышения пенсионного возраста – и, таким образом, стремится получить поддержку избирателей, как группа сил, противящаяся повышению пенсионного возраста. А партия власти демонстрирует, что она якобы слышит настроения общества. Эту тему немножко приподняли и тут же от нее отказались. Настроение у граждан определенное – никакого повышения пенсионного возраста. Люди настроены отрицательно к подобного рода проектам.

То, что у нас называлось «пенсионной реформой», осуществленное в 2018 году – по сути, просто механическое поднятие планки и все. Это никак не устраняло проблем пенсионной политики, не дало дополнительных средств Пенсионному фонду, не включало в систему отчислений иностранных рабочих. Повысили возраст – и все. Поэтому для партии власти очень важно сейчас показать: да второй этап повышения пенсионного возраста возможен, «вопрос обсуждается», но «мы никогда этого делать не будем», «не допустим».

В настоящий момент ситуация обоюдовыгодна и оппозиции, и партии власти. Едва ли кто-то будет повышать пенсионный возраст на фоне только что развернувшихся событий в Казахстане. Даже всерьез обсуждать вопрос повышения пенсионного возраста и то не будут. Поэтому, в отличие от 2018 года, нынешняя дискуссия несерьезная. Это даже не прощупывание почвы, а скорее – демонстрация внимания партии власти к общественному мнению.

«СП»: - Как же можно решить проблему достойных пенсий? Наверняка есть более сложная схема, чем грубое повышение пенсионного возраста?

– Для того, чтобы решить пенсионную проблему в России, необходимо уменьшать платежи в налоговые органы, а через них – в Пенсионный фонд, и сделать так, чтобы работодатели эти платежи осуществляли. Нужно уменьшить налоговую нагрузку на заработную плату. Ввести необлагаемый налоговый минимум на зарплату ниже 50 тысяч рублей в месяц. Люди должны работать «в белую» с настоящими пенсионными отчислениями. Сейчас большая часть работающих устроены полулегально и не могут рассчитывать на нормальную пенсию, хотя на какую-то пенсию надеются.

Для закрытия «демографической ямы» можно принимать мигрантов, желательно семейных, покупающих недвижимость в России. Может быть, это должно стать базовым условием для получения гражданства – семья, ребенок, квартира, взятая в ипотеку. Это должно работать автоматически и так мы закроем эту «яму», на которую все время ссылаются либералы для того, чтобы бесконечно повышать пенсионный возраст.

Что касается собственно повышения пенсионного возраста, то у нас есть две категории граждан. Те, кто работает тяжело и физически, для них работа является тяжким бременем и выход на пенсию должен происходить по прежним схемам. И есть люди, которые и до восьмидесяти могут работать, поскольку труд для них – интересное, необременительное занятие. Они говорят: «Я только вошел в профессию к пятидесяти годам». Когда они решат это сделать, их выход на пенсию должен быть связан с увеличением пенсии, чем позже они выходят. Должна работать система мотивации, чтобы такие люди не спешили с заслуженным отдыхом.

Для всего этого нужно, наконец, завершить пенсионную реформу, сделав это понятным образом – гарантировав людям хорошие перспективы. Но при этом должно еще пройти не меньше пяти-семи лет для того, чтобы общество убедилось в работоспособности новой пенсионной системы. А сейчас мы находимся в состоянии перманентной реформы. Начатая в 2002 году она никак не может завершиться.

Нынешние сорокалетние граждане живут в состоянии непрерывной смены правил игры. Власти говорят: играй по нашим правилам – и постоянно их меняют. То обещают накопительную систему, то ее отменяют. Люди понимают, что за такую «карточную партию» лучше не садится – с шулерами нам не по пути. Некоторые полагаются на себя, и решают лучше купить недвижимость, чтобы ее сдавать и не надеяться на государственную пенсию. Вы, мол, сперва закончите свою пенсионную реформу. А где гарантия, что она вообще закончится? Мы постоянно слышим о все новых и новых проблемах.

Наши либералы с удовольствием поднимут пенсионный возраст, а потом эти же самые люди будут звать на майдан против «кровавого режима». Все это мало подходит для того, чтобы общество с доверием относилось к пенсионной системе…

Да, нужно выводить из тени серую занятость, отменять налоговый порог. Любое дальнейшее повышение пенсионного возраста чревато для правительства плохими последствиями. Сейчас пришла пора увеличивать пенсии, расширять возможности досрочного выхода на заслуженный отдых, для гибкой, частичной занятости.

А в наступившем году в рамках пенсионной реформы в России еще немного вырастет возраст выхода на пенсию в рамках его поэтапного повышения. Госдума вместо этого уже отклонила законопроекты, касающиеся возвращения первоначального пенсионного возраста. Документы были поданы от партий «Справедливая Россия» и КПРФ.

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что нынешние финансовые, бюджетные и кадровые проблемы, которые переживает страна, абсолютно не связаны с пенсионным возрастом:

– Вопрос повышения пенсионного возраста для якобы решения демографических проблем – элементарная неадекватность. Проблемы лежат в совсем другой плоскости. В частности, все время говорят, что у нас кадровый голод. Говорить нужно не о нем, а о неудовлетворительной оплате труда и дефиците высококвалифицированных рабочих мест. Вызывает недоумение, когда премьер-министр публично сетует в интервью, что российские граждане не хотят по двенадцать часов работать на стройке в грязи и жить в вагончиках. Да не хотят – ведь это нарушение Трудового кодекса.

Нам нужна реиндустриализация, чтобы появились рабочие места. У нас максимум только третья часть всех рабочих мест соответствует стандарту с точки зрения оплаты труда, официального оформления. Примерно пятьдесят миллионов занятых в экономике граждан находятся в неполноценной, неадекватной занятости.

Вместо того чтобы создавать рабочие места в огромном количестве, которые будут давать налоги в бюджет и люди получат возможность полноценно жить, власти решают проблему примитивным методом повышения пенсионного возраста. Так социальная ситуация не стабилизируется.

Повышение рождаемости решается не за неделю. Это вопрос десятилетий. Двадцать лет назад я кричал про это, мне говорили, что «решать нужно сейчас». Но прошло двадцать лет, ситуация еще больше усугубилась. Нужно, наконец, всерьез заняться демографией, а это значит – сделать ставку на многодетную семью. Нужен культ многодетной семьи и осчастливить людей – тогда трое четверо детей на семью станет нормой, и это стабилизирует демографическую ситуацию.

Хочется сказать властям: займитесь реиндустриализацией, создавайте избыточное количество высококвалифицированных рабочих мест с достойной зарплатой. Но они вместо этого занимаются «лечением» головной боли путем ее отпиливания…

Так что пенсионная проблема далеко не разрешена, а скорее отложена. Как будет дальше наполняться Пенсионный фонд, за счет каких средств – непонятно. Увеличили пенсионный возраст, ненадолго выровняли ситуацию, но все равно с каждыми годом число пенсионеров растет, а с рождаемостью у нас не очень. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, зная политику властей, выглядит вполне вероятным.

А тут еще Минздрав заявляет о резком увеличении продолжительности жизни до 78 лет у женщин и до 68 у мужчин. Странно – вроде перепись населения признана проведенной не удовлетворительно. Откуда такие цифры? И несмотря на это долгожительство в 2035 году население страны сократится на 1,7 млн человек, а число трудоспособных граждан аж на 5,4 млн. Количество экономически активного населения снизится. Прежнее повышение пенсионного возраста – не в счет. Будем наступать на старые грабли.