ВТБ предложил замораживать подозрительные переводы
Обновлено в 13:03
ВТБ предлагает законодательно наделить банки правом замораживать на месяц подозрительные переводы на счета, с которых мошенники выводят деньги, пишет Forbes. О такой инициативе заявил зампред правления ВТБ Анатолий Печатников.
По мнению кредитной организации, это повысит степень защиты россиян от телефонных атак с подменных номеров и усилит борьбу с так называемыми дропперами. Это физические или юридические лица, через которые выводят деньги со счетов граждан.
В банке сообщили, что аферистам, которые звонят по телефону клиентам, удается обмануть собеседника, имитируя звонок от госструктур. При этом преступники используют подменный виртуальный номер. Нужно ли замораживать переводы, которые могут быть абсолютно легальными? Мнение заместителя гендиректора компании Zecurion Александра Ковалева:
Александр Ковалев заместитель гендиректора компании Zecurion «Эта инициатива, если никаких перегибов не будет, во благо. Вопрос, как это будет исполняться. Как кто-то сторонний, не член семьи, не очень заинтересованный будет убеждать человека, который введен в заблуждение, переводит деньги и считает, что он правильно делает. Он решил, что ему надо, деньги у него крадут или какие там есть сейчас самые популярные объяснения. Его достаточно трудно будет переубедить чужому человеку. И вообще понять, разобраться, действительно это «хороший» или «плохой» перевод. Потому что много «хороших» переводов тоже будут страдать из-за этого».
В банке также сообщили, что с прошлого апреля запустили сбор обращений клиентов о звонках мошенников. И за неполный год собрали информацию почти по 1,5 млн номеров. В ВТБ предлагают ввести новые законодательные инициативы, чтобы у организаций была возможность замораживать переводы. Идею комментирует владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» Павел Катков:
Павел Катков владелец IT-legal компании «Катков и партнеры»«Крайне важно, чтобы под такую заморозку не попали обычные, законные переводы граждан. Очень важно, чтобы банковские системы смогли отделить одно от другого. Потому что уже сегодня и без всякой инициативы известны случаи, когда человек пытается перевести денежные средства сам себе — с банковского счета на свою карту, и банк блокирует эти платежи. Поэтому, мне кажется, усилия банковского и правоохранительного сообщества могли бы быть направлены не только на ограничение воли лица, которое переводит собственные денежные средства, но на выявление самих мошенников, на пресечение и предупреждение их деятельности, на повышение эффективности работы по раскрываемости этих преступлений, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц. Если бы работа шла в этих двух направлениях, а не только в направлении блокировки счетов граждан, она, конечно, была бы кратно эффективнее».
Сегодня у кредитных организаций нет права остановить вывод денег со счета в другой банк. Это невозможно, даже если счет «дроппера» уже заблокирован. Такие переводы можно заморозить лишь по решению суда. И, с одной стороны, это затрудняет остановку транзакции в случае хищения денег. А с другой — избавляет от риска, что любые операции, так называемые p2p, то есть между обычными людьми, могут быть заблокированы.
ВТБ, Росбанк и Почта банк пожаловались на сотовых операторов и провайдеров, поскольку количество звонков мошенников с подменных номеров не снизилось. По мнению банков, операторы и провайдеры игнорируют новые требования закона «О связи», которые вступили в силу 1 декабря 2021 года. Согласно этим требованиям, они должны блокировать звонки, идущие в Россию из-за рубежа с городских подменных номеров.
Когда мошенники звонят с подменных номеров, человек видит на экране не незнакомый номер, а номер его банка. В такой ситуации преступникам гораздо проще выдать себя за банковского служащего. Обоснованны ли претензии банков к операторам и кто должен решать проблему звонков с подменных номеров? Рассказывает генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:
Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Проблема с подменой номеров существует лет 25, до сих пор этот вопрос не поднимался. Забили в колокола, когда мошенники начали орудовать, начали грабить. Это задача операторов — выяснить, насколько достоверен номер, с которого звонят, и банк никак технически не может это проверить, он может лишь требовать, поскольку он купил тот или иной номер, чтобы никто с этого номера не имел права осуществлять звонки, кроме как сам владелец, то есть банк. Поэтому требования банков вполне законно обоснованны, операторы и провайдеры должны позаботиться и выполнить требование закона, в противном случае они могут пойти как по статье «соучастники» в данном случае, потому что этот закон обязал их пресекать такие звонки, а они не соблюдают, в какой-то степени это соучастие. Без блокировки мы никак не победим телефонное мошенничество, это необходимо делать, и как можно быстрее, я не вижу в этом технических сложностей и проблем. Принцип телефонных мошенников — это социальная инженерия, а там самое главное показать, что ты есть тот, за кого себя выдаешь. В данном случае подмена номера — это один из ключевых факторов, благодаря которому клиенты понимают, что им звонит банк».
Изначально услугу подмены номеров операторы предоставляли официально. Логика была в том, что московский городской номер вызывает у клиентов больше доверия и подчеркивает солидность компании. Такая услуга оказалась очень удобной для мошенников. Сейчас крупные операторы услугу подменных номеров не предоставляют и заявляют о том, что работают над решением проблемы.
Мошенники используют интернет-телефонию и попадают в российскую телефонную сеть благодаря недобросовестным операторам. Часто такие звонки проходят через нескольких операторов и шифруются под звонки из России. Поэтому крупным игрокам бывает сложно их отследить.