Программный сбой или «диверсия» — почему тяжело попасть к врачу в Новосибирске

Ситуация с цифровизацией здравоохранения Новосибирской области, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Жители областного центра регулярно жалуются на гигантские очереди и большие трудности с записью на прием к врачу. А с обострением эпидемиологической ситуации ситуация обострилась еще сильнее. Медперсонал винит в происходящем электронную систему, пациенты подозревают, что их попросту «выталкивают» в платную медицину. Что же не так с цифровизацией новосибирской медицины и насколько обоснованы подозрения горожан — вместе с IT-специалистом Андреем Терехиным разбирался НДН.инфо.

Программный сбой или «диверсия» — почему тяжело попасть к врачу в Новосибирске
© НДН.Инфо

Бесплатная медицина — проверка на терпение

В январе 2022 года в редакцию НДН.инфо обратилась читательница, сибирячка поведала историю, которая с ней приключилась в Городской клинической больнице №25. Женщина вместе со своим супругом пришла по направлению врача на рентген, но получить бесплатную услугу пара в полной мере не смогла.

«Огромная толпа стояла в очереди в регистратуру, так как не работала (электронная) система. Направление у нас было, поэтому мы ушли хирургический корпус. Подойдя к кабинету флюорографии, мы были неприятно удивлены разыгрывающейся там сценой — молодой человек искренне и громко материл медсестру, принимающую людей», — делится женщина.

Медсестра ругалась на молодого человека в ответ, даже вызвала охрану и попросила их не впускать парня, если он решит вернуться, рассказывает читательница. Тогда пара еще не понимала, зачем разгневанному новосибирцу возвращаться.

«Только через определённое количество времени мы убедились, что молодой человек, хотя по форме своего выражения вел себя недопустимо, был по сути прав. В итоге нам сказали, что мы свободны, что мы можем идти в поликлинику, так как в компьютере нас нет — система не работает. Вернувшись в поликлинику, мы опять встали в очередь, потому что система не работала», — продолжает читательница НДН.инфо

По словам женщины, в какие-то промежутки времени система включалась — выключалась. Вернувшись в кабинет флюорографии, сибирячка по итогу смогла сделать рентген, а ее муж — нет.

«Система опять отказала, сказали ждать, мы терпеливо остались дожидаться, но медсестра все равно отказалась проводить процедуру, заявив, что флюорография делается раз в год. Направление лечащего врача для нее не было аргументом. Сказали приходить в мае», — подытожила женщина.

«Людоедская» система

Нефункционирующая система, про которую рассказывала сибирячка, называется ЕГИСЗ — Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Она является частью программы модернизации российского здравоохранения. Ее главная задача — организация целостного информационного пространства для всех участников: лечебные учреждения, органы управления здравоохранения, страховые компании, территориальные фонды ОМС.

Помочь разобраться в вопросе, что не так с этой системой, редакция НДН.инфо попросила IT-специалиста, директор команды по разработке программного обеспечения VRCORP Андрея Терехина. Программист заявляет, что скорость внесения операций в базу данных SQL достигает 10 минут, что не является нормой.

«Врачи по 10 минут ждут, пока база отвиснет. Количество запросов постоянно превышено и выдаёт ошибки. В итоге врачи на одного пациента тратят по 20-30 минут вместо 10-15, и вся очерёдность летит к чертям. «Оптимизация по-русски», которая вместо того чтобы помочь, усложнила весь процесс, сделав его сложнее и затратнее по времени. Эдакий намеренный саботаж», — предполагает Терехин.

Решить проблему, по мнению Терехина, возможно распределением базы информации по больницам, а не обработкой всего объема данных на региональном сервере.

Для уточнения технических нюансов вместе с IT-специалистом редакцией НДН.инфо были сформулированы технические вопросы, касающиеся работы ЕГИСЗ, и отправлены официальными запросами в минздрав и минцифры Новосибирской области.

В областном министерстве здравоохранения от вопросов о технической стороне ЕГИСЗ открестились — не их компетенция.

«Поставленные вами технические вопросы, касающиеся работы Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Новосибирской области, не относятся к компетенции министерства здравоохранения Новосибирской области», — сообщил в ответе на наш запрос министр Константин Хальзов.

zdravhj

Интересно — а доводить людей в очередях до белого каления входит в компетенцию минздрава. Или это по распространенной в Новосибирском регионе традиции — САМО так получается…

В минцифры региона сообщили, что разработчиком системы является Ростелеком, компания также поддерживает работоспособность ЕГИСЗ на основании госконтракта. Хранение всех данных пациентов осуществляется на региональном уровне.

«ЕГИСЗ НСО размещена в защищенном контуре Центра обработки данных правительства Новосибирской области. Центр аттестован по требованиям защиты информации специальной категории. Применяемые технические и организационные меры защиты информации соответствуют требованиям действующих нормативных актов РФ», — сообщили в ответе на запрос НДН.инфо в минцифры.

При этом в министерстве не смогли уточнить — какие установлены стандарты отклика по операциям с базой данных: «Требования к функциональным возможностям отражены в контрактах на разработку и техническое сопровождение компонентов ЕГИСЗ НСО. Установлен уровень надлежащего исполнения контракта и обеспечения работоспособности системы в каждом отчетном периоде, в случае неисполнения которого в отношении исполнителя применяются штрафные санкции».

Т.е. и в этой правительственной епархии очевидные для пациентов проблемы цифровизации здравоохранения предпочитают не замечать. «Система нормативным актам соответствует», а дальше хоть трава не расти. И то, что она не соответствует чаяниям граждан и самой логике процесса цифровизации, это новосибирских чиновников, похоже, мало волнует. А ведь до запуска этого госпроцесса в Новосибирске вполне успешно применялась и функционировала местная электронная система записи к врачу…

Дважды платная медицина

Как уточняет Андрей Терехин, если система обрабатывает один запрос по несколько секунд, то это проблема. Норма обработки запроса в коммерческом секторе исчисляется миллисекундами. Под запросом стоит понимать любое действие в программе: открытие медкнижки пациента, загрузка данных на сервер и т.д.

Найти установленные стандарты в госконтракте, на который ссылается министерство, также не удалось. Редакция НДН.инфо запросила выжимку из документа с указанием этих данных, на что получила ответ, что «ключевым показателем работы системы является интегральный показатель качества оказания технической поддержки». Как он исчисляется и из чего — загадка.

«Если нет регламента, то нет и чёткого технического задания для программистов, чтобы оценить "плохо" или "хорошо" выполнена работа. Такой регламент должен быть установлен ещё на этапе технического задания по разработке», — объясняет Терехин.

Между тем в министерстве не отрицают, что система ЕГИСЗ может давать сбой при работе. Загруженность дополнительными функциями, «задачами федерального уровня» приводит к перегрузке и возникновению ошибки «превышение числа запросов к базе данных». Отметим, что к системе подключены все медучреждения и врачи области, более 31 тысячи человек. Количество запросов на единицу времени не лимитировано.

Для решения проблемы, уверяют специалисты, необходимо систематизировать обработку данных на территории конкретного медучреждения или некоторой группы. Но сделать это трудно и дорого.

«Вопрос изменения архитектуры медицинской информационной системы, в том числе применения технологии разделения сервиса баз данных на несколько серверов по определенному признаку, неоднократно рассматривался министерством цифрового развития и связи Новосибирской области и разработчиком. В настоящее время окончательное решение по данному вопросу не принято по причине значительной сложности реализации любого из возможных сценариев, а также ввиду необходимости дополнительных затрат», — подытожили в министерстве цифрового развития региона.

Недаром в народе бытует мнение, что вся модернизация бесплатной медицины, которая на самом деле вовсе даже не бесплатная — работодатели отчисляют солидные страховые выплаты за сотрудников, в том числе в фонд ОМС, направлена на ее дискредитацию, чтобы люди чаще обращались за помощью в частные клиники. Само ли оно так получается, или есть на то коварный умысел государственных мужей, факт остается фактом — формально бесплатная медицина оказывается дважды платной. Работодатели делают страховые отчисления, оплачивая медицинскую страховку граждан, но получить по ней медпомощь порой оказывается крайне затруднительно. И, имея полис ОМС, люди вынуждены уже напрямую платить частной клинике.