Московские работодатели стали искать сотрудников в регионах

В Калининграде ищут водителей и поваров

В самом западном регионе России сейчас наблюдается повышенный спрос на водителей, поваров и продавцов, сообщили в областном министерстве социальной политики. Водители нужны везде, но самые высокооплачиваемые - дальнобойщики. В месяц они могут заработать от 90 тыс. рублей и больше. Среди поваров ценятся шефы. Как рассказал один из калининградских рестораторов, зарплата их может достигать 120 тыс. рублей.

В цене также квалифицированные работники. Так, главный инженер, инженер-технолог могут претендовать на зарплату от 150 тыс. рублей. До 120 тыс. рублей доходит планка IT-специалистов. Приближается к уровню столичных производств оплата труда на крупнейших калининградских заводах.

Самарцы выбирают "удаленку"

В минтруда занятости и миграционной политики Самарской области пояснили, что сейчас больше всего нужны работники в обрабатывающие производства. В службах занятости - рекордное количество вакансий: 43 тысячи, или одна вакансия на 0,3 соискателя. Оплата на самарских производствах - от 17 до 40 тыс. рублей.

А вот если искать работу через популярные сайты, то там выбор намного больше. Как пояснил "РГ" руководитель по развитию "Авито.Работа" Дмитрий Пучков, много предложений для таких работников, как продавцы-консультанты, кассиры, менеджеры по продажам, работники торгового зала, товароведы, мерчендайзеры и грузчики.

"Для закрытия своих потребностей работодатели охотно принимают людей без опыта и специальности, чтобы на месте обучать их всем навыкам и умениям - новичкам подходит каждая десятая вакансия на рынке массовых профессий, а за год их количество выросло в 2,6 раза", - пояснил Пучков.

Самарские зарплаты, говорит он, заметно отстают от московских. Например, продавец-консультант салона связи одной из телекоммуникационных компаний в Москве может рассчитывать на зарплату до 65 тыс. рублей в месяц, в Самаре - на 37 тыс. рублей, в небольшом самарском городе Чапаевске - на 25 тыс. рублей. Однако не все так однозначно. Например, товароведу магазина одной и той же федеральной сети в Москве обещают от 47 тыс. рублей, а в Самаре - от 42,5 тыс. рублей.

Развивается и рынок "удаленки". Только в Самаре число вакансий с дистанционным режимом работы за год выросло на 92%. И среди соискателей такой формат очень популярен, интерес к нему увеличился на 81%. Кстати, сфера продаж лидирует по доле вакансий и среди вариантов с удаленной занятостью. Каждое пятое предложение с возможностью работать из дома приходится на сферу продаж. Кроме того, 10% дистанционных вакансий относится к группе "маркетинг, реклама, PR" и 8% - к IT-сфере. Медианные зарплаты, которые предлагают самарцам на дистанционном режиме, даже немногим больше, чем на позициях со всеми видами рабочего графика: 32,5 тыс. против 31,5 тыс. рублей, пояснил Пучков.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Ольга Игнатова

К примеру, сейчас в базе агрегатора есть такие предложения - рекрутер для московского кадрового агентства для удаленного поиска персонала (10 тыс. рублей за каждого работника).

В базе "Работа в России" самарцам предлагается удаленная вакансия из столицы оператора саll-центра с предложением 23 тыс. рублей. Из почти 5 тысяч вакансий для самарцев сервиса по поиску работы SuperJob 394 предлагали удаленную занятость. В основном это менеджеры по продажам (до 160 тыс. рублей), программисты (до 200 тыс. рублей), менеджеры по госзакупкам (80 тыс. рублей), есть и проектировщики, инженеры (от 60 тыс. рублей), преподаватели для онлайн-школ (почасовая оплата).

Сварщикам на Урале платят больше, чем в Москве

На Урале, как и во многих регионах, требуются продавцы (31% от общего количества вакансий в регионе, средняя предлагаемая зарплата - 46,6 тыс. рублей), разнорабочие (14%; 51,5 тыс. рублей), строители (13%; 55,8 тыс. рублей), специалисты по IT-технологиям (11%; 53,5 тыс. рублей).

Уральские зарплаты отстают от московских примерно на 30%. Только сварщики могут заработать и 100 тыс. в месяц (в Москве для них средняя зарплата - около 78 тыс. рублей). Но при этом их могут отправить на работу в северные районы.

Все больше появляется и "удаленных" вакансий. Московские компании заинтересованы в кандидатах из других регионов. По данным hh.ru, в 2021 году в среднем каждое второе собеседование работодатели из Москвы проводили не с жителями столицы. Чаще всего такую практику применяют компании из добывающей отрасли, а также из отрасли телекоммуникаций и связи и IT-компании.

Скидка на знания

Москвичи тоже оценили все прелести "удаленки". И не только в том плане, что не надо ездить на работу, тратя на это массу времени и денег, а еще и в том, что в регионе теперь можно найти репетитора для своих детей по более демократичным расценкам.

Как рассказал "РГ" директор калининградского репетиторского центра "Эдукариум" Владимир Лемешевский, ставки для местных и столичных, а также для учеников из других регионов России не отличаются: 1,8 тыс. рублей за 60 минут по основному профилю - подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. "Но региональный тариф делает эту услугу более доступной для московских семей, - считает Владимир Лемешевский. - А кроме того, из-за разницы в часовом поясе с Москвой есть лишний час для занятий, которые в основном идут с 16 до 20 часов".

В Самаре репетиторы при работе с московскими учениками обычно просят от 800 рублей за занятие в 40 минут (от 1 тысячи за часовое занятие). Для местных учеников ставка чуть ниже. Москвичи очень ценят периферийных репетиторов, так как их услуги в два раза дешевле, а качество может быть даже лучше, считают местные педагоги.

"Беру как репетитор 700 рублей в час. Стоимость занятий одинакова для учеников из всех регионов, я делаю скидки студентам, которые долго и усердно со мной занимаются. Стоимость определяю среднюю по рынку, по параметрам опыт - качество услуги", - рассказала екатеринбургский репетитор английского языка, студентка УрФУ Кристина Косюк.

Она добавила, что онлайн-формат удобен как для преподавателя - можно находиться в любом месте мира и проводить занятия, так и для ученика: не нужно тратить время на дорогу. После пандемии молодой педагог хотела бы со взрослыми заниматься онлайн, а с детьми - вживую.