«Четырехдневка»: от безделья рукоделье
Россиян хотят перевести на четырёхдневную рабочую неделю, судя по всему, именно так отдельные депутаты Госдумы видят процесс воссоздания экономики нашей страны и построения новой промышленности. В отсутствии производства простейших изделий «слуги народа» вещают про «цифровую революцию» и «операторов машин». Отсутствие этих самых машин и цифровой техники их, судя по всему, ничуть не смущает. Лишь бы не заниматься делом...
«Переход России к четырехдневной рабочей неделе произойдет в ближайшем будущем. Сегодня в мире идет уже цифровая революция. На предприятиях всё меньше требуется физическая сила, а больше умственная. Человек превращается из рабочего в оператора машин. В связи с этим назрела очередная реформа условий труда», – сообщил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Очень, надо сказать, своевременно. Запасы импортных комплектующих, материалов и всего прочего заканчиваются, ресурс опять-таки иностранного оборудования тоже небеспределен. А мы ещё даже не начинали реиндустриализацию, чиновники почему-то охладели к данной теме как к таковой. Впрочем, заявление депутата от ЛДПР очень хорошо вписывается в данную тенденцию. Изображать активность, но не более того. Делать лишь бы что, только не дело.
Плюс популизм, без него никак. Причём, как говорится, «цельнотянутый» – из советских времён. Из сталинских. Когда государство реально заботилось о народе.
«Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьёзного культурного роста членов общества без серьёзных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно, прежде всего, сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путём прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путём дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления», – писал в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» Иосиф Сталин.
Пятичасовой рабочий день – это и сегодня несбыточная мечта. Равно как и все остальные тезисы Вождя. Особенно снижение цен. Но тогда всё это было вполне осуществимо. Цена на товары и услуги в Советском Союзе неуклонно снижались, их ассортимент увеличивался, а зарплаты росли. Прежде всего, по причине повышения производительности труда. Страна шагала в ногу с ведущими мировыми промышленными лидерами, а во многом их и опережала. Так, первые металлообрабатывающие станки с ЧПУ были созданы в СССР ещё в середине 50-х годов ХХ века, в США – тогда же.
Производятся ли сегодня в России станки с ЧПУ? Нет. Прежде всего, потому что нет отечественной электроники. Да и всего остального тоже. Металлообрабатывающее оборудование в РФ вообще не выпускают, все бравурные отчёты о каких-то там десятках и сотнях станков – не более чем фикция (в СССР их выпускали сотни тысяч в год!). Даже станины больше не отливают – разучились. Ремонтируют ещё советские изделия, причём криво-косо, лишь бы продать. Увы, не берут. Во-первых, дорого, во-вторых, ремонт произведёт абы как. Лучше уж купить просто подержанный станок и самостоятельно его восстанавливать.
Советские станки с ЧПУ даже не восстанавливают – комплектующих нет. Все заводы по их производству сровняли с землёй, причем явно намеренно. Нужно покупать импортное оборудование, а выбор небогат – только китайское. Немецкие станки нам больше не продадут или же придётся заплатить две-три цены. Однако оборудование вообще никто не покупает и не ввозит в РФ. Никакое. Олигархам это не надо, чиновникам – тоже. Так что производительности труда расти не с чего.
«Конечно, когда-нибудь будет четырёхдневная неделя. Но это не вопрос сегодняшнего времени. Тем более, в сегодняшней форс-мажорной ситуации. Переход на режим четырёхдневной рабочей недели будет фактически означать предоставление двойного отпуска рабочим. Нововведение может привести к падению объёмов производства товаров и стоить государству 3-4% ВВП в год», – считает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
По прогнозу Центробанка, ВВП РФ по итогам 2022 года может сократиться на 8%. Но есть и более жёсткие оценки. Добавим сюда эффект от четырёхдневки, и получим совсем грустную картину.
К чему тогда эти заявления с трибуны Госдумы? «Черномырдинка»? Хотели как лучше, а получилось как всегда?
«Мотивируется это заботой о том, чтобы люди больше времени проводили с семьями. На сегодняшний день утверждено, что рабочая неделя, вне зависимости от режима, рассчитана на 40 часов. Это эталон, от которого рассчитываются все выплаты. Если предполагается, что нужно работать 4 дня в неделю по 10 часов, чтобы вырабатывать 40 часов, то это один вариант. Если сохранится 8-часовой рабочий день, то неделя будет неполной – 32 часа, а значит будут снижены зарплаты», – рассуждает юрист по трудовому праву Ольга Петрова.
Зарплаты у нас и так невеликие. Если их ещё урезать, да на 20%, что будет? Но и оставить на прежнем уровне не получится.
«Если зарплата при переходе на четырёхдневную рабочую неделю не упадёт, это означает удорожание рабочей силы на 20%, что приведет к совершенно катастрофическим последствиям и на рынке труда, и в экономике в целом. Понятно, это приведёт к массовому разорению и безработице», – говорит замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников.
Получается, что в Госдуме у нас заседают деятели, которые не в курсе народной поговорки «Помолчи – сойдёшь за умного»? Ведь, по сути, предлагается сущее вредительство.
«России, контролируемой либеральными слугами финансовых спекулянтов, о реиндустритализации было запрещено даже задумываться. И запрещено и по сей день. Этот запрет обеспечивается соответствующим отбором и образованием туземных управленческих кадров (которые в итоге лишаются способности мыслить и даже не могут себе вообразить развития своей страны на основе собственной промышленности, а не внешних спекуляций), массовой коррупцией как инструментом внешнего управления и административно-политическими воздействиями (обычно точечными)», – считает депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин.
Иными словами, в нашем парламенте есть и умные головы, даже очень. Специалисты, которые поддерживают связь с «реальным сектором» экономики и понимают, куда и как нужно двигаться. Однако почему-то бал правят популисты с совершенно бредовыми идеями. Быть может, стоит ввести институт оценки профессионализма «слуг народа» – не только депутатов, но и иных деятелей – и увольнять особо отличившихся? В Трудовом кодексе РФ есть пункт 3 статьи 81 – трудовой договор можно прекратить на основании профнепригодности тогда, когда выявляется несоответствие квалификации работника той должности, которую он занимает. Увы, выявляется.