В СПЧ раскритиковали законопроект Минюста об иноагентах

СПЧ посчитал законопроект Минюста об иностранных агентах дискриминационным. Эксперты Совета по правам человека при президенте РФ указывают, что он «фактически необоснованно расширяет возможность» попадания граждан, НКО и СМИ в реестр иноагентов. Авторы отзыва предлагают парламентариям отказаться от расплывчатых формулировок вроде «иностранное влияние». А также считают дискриминационной идею создания списка «аффилированных с иноагентами лиц». Рассказывает член СПЧ, правозащитник Ева Меркачёва:

В СПЧ раскритиковали законопроект Минюста об иноагентах
© BFM.RU

Ева Меркачёва член СПЧ, правозащитница «К законопроекту столько претензий, что, мне кажется, частично убирать или поправлять какие-то пункты вряд ли получится, так как нужна его концептуальная переработка. Оставить только то позитивное, что изначально в нем было, а это не так уж много. Речь там шла о том, чтобы не маркировать специальной плашкой в соцсетях, потому что много раз говорили, что это абсурдно, и о том, чтобы создать единый список, потому что так удобнее будет. Честно говоря, больше ничего хорошего в этом законопроекте не увидела. Мне кажется, он создает огромное пространство для расширения коррупционных возможностей. Все НКО, которые помогают людям, под ударом. Все те, кто занимается журналистской деятельностью, те, кто занимается просветительской деятельностью, тоже под ударом. Под иностранное влияние можно подвести все что угодно. Вообще любая деятельность, в том числе рекламная. Иноагентом теперь стать, судя по тексту законопроекта, может даже просто коммерческое предприятие. Все аффилированные лица тоже могут стать иноагентами. Эксперты предлагают исключить статью «иностранное влияние», убрать формулировку «данное лицо». Мы предлагаем исключить обширный перечень направлений деятельности, формы, которые не имеют никакого отношения к политике, но могут быть трактованы именно как политические. Речь там о целом спектре, начиная от здравоохранения и заканчивая помощью инвалидам. Мы там указываем недостаточное количество критериев. Все это может привести к неверному толкованию и субъективному правоприменению. Все может дойти до такого абсурда, который невозможно будет остановить ничем абсолютно, а этот законопроект, помимо того что включает человека в реестр лиц, так он запрещает ведение ряда деятельности. Абсолютно жестко ущемляются их права, ставится крест на их профессии, он носит дискриминационнй характер».

В апреле в Госдуму внесли поправки в закон об иноагентах. В документе содержатся как послабления для тех, кто уже признан иноагентом, так и новые основания для получения этого статуса. Если закон в новой редакции примут, признанные иноагенты смогут не ставить дисклеймер в соцсетях в ряде случаев. Вместе с тем, согласно поправкам, получить статус иноагента сможет кто угодно.

Значительное количество НКО после присвоения иноагентского статуса были вынуждены закрыться из-за потери финансирования. СМИ жаловались на резкий отток рекламодателей; физические лица — на проблемы с поиском работы, необходимость создавать юрлицо и заполнять отчеты о его «деятельности».

29 апреля Минюст впервые исключил людей из реестра СМИ-иноагентов. Они направляли заявление об исключении из реестра в ведомство и подавали иски в суд. О сложностях работы в этом статусе рассказывает эксперт по выборам Аркадий Любарев, который смог оспорить свое включение в реестр иноагентов:

Аркадий Любарев эксперт по выборам «Тенденция к ужесточению видна, увеличивается ряд запретов, было три основных ограничения: необходимость маркировать все сообщения, отчетность каждый квартал перед Минюстом и создание юридического лица, что тоже требует и вложения денег, юрлицо должно нести отчетность уже не только перед Минюстом, но и перед всеми: налоговой, пенсионным и так далее. Поэтому изначально они хотят отслеживать иностранные деньги. Как раз на нашем примере стало видно, что все это притянуто за уши, то есть мне нужно еще эти иностранные деньги найти, теперь они хотят уже кого угодно, чтобы можно было признать иностранным агентом, но иностранное влияние — это смешно. Прочитал Карла Маркса — это уже иностранное влияние или как?»

Сейчас Минюст ведет четыре реестра иноагентов: НКО, СМИ, общественных объединений без юрлица и физлиц. В общей сложности в них находятся более 200 граждан, СМИ, НКО, организаций и общественных объединений. 6 мая Минюст включил в список СМИ-иноагентов семь человек.