Омский омбудсмен рассказала о проблемах жителей региона
Ирина Михайловна, кто к вам обращается чаще всего?
Ирина Касьянова: Самые активные - жители областного центра, шестьдесят процентов из 1 793 обращений в 2021-м году, поступило от них. Еще двадцать процентов - сельские жители. И столько же - представители других регионов и стран. Более половины обратившихся - пенсионеры. Например, граждане, которые много лет жили и трудились в бывших советских республиках, не могут подтвердить стаж, сумму доходов, и обращаются за помощью к нам. Мы направляем в Казахстан официальные запросы в пенсионные фонды и уполномоченным по правам человека. Но, как ни стараемся, ответов зачастую не получаем. Поэтому переехавшим в Омскую область гражданам приходится назначать пенсию в усеченном варианте, на основании имеющихся документов. И такая несправедливость людей, конечно же, огорчает.
Еще одна проблема связана с сельскими пенсионерами, которые отработали на одном месте более тридцати лет, - им положена прибавка к пенсии. Правда, закон оговорил условие: чтобы ее получать, пенсионеры не должны менять прописку. Между тем многие старики по состоянию здоровья и другим причинам вынуждены были переехать из родного села поближе к детям, родственникам в другой район или город. И теряли льготу. В прошлом году после наших многочисленных обращений, закон поправили. И 212 омичей вновь стали получать сельскую доплату к пенсии. Но 308 человек опять оказались за бортом. Согласно поправкам в закон, льгота касается только граждан, которые выехали из села после 1 января 2019 года. И сейчас мы пытаемся устранить эту социальную несправедливость.
Сегодня в очереди на положенное по закону жилье можно простоять всю жизнь. И даже суд не помогает решить проблему.
Ирина Касьянова: В очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан стоят почти тридцать тысяч жителей региона. Первый номер зарегистрировался в ней еще в 1971 году, но квартиру до сих пор не получил (его доход - выше установленных в регионе критериев). Впрочем, даже граждане, имеющие право на внеочередное жилье, не могут стать новоселами. Стоимость квадратного метра, которые выделяет на эти цели государство, гораздо ниже фактической. Купить квартиру за эти деньги невозможно, а застройщики не хотят работать себе в убыток.
Эта проблема актуальна для всех регионов Сибири. Поэтому решать вопрос необходимо на государственном уровне. Один из вариантов - строительство социального жилья и предоставление его на условиях найма.
Самая больная тема - жилье для детей-сирот. Для решения этого вопроса Омской области требуется восемь миллиардов рублей. Сейчас, наконец, принят закон о дополнительной поддержке сирот, который предполагает получение жилищного сертификата. Дети-сироты могут им воспользоваться и получить государственную поддержку. А потом купить квартиру, добавив ипотечный кредит, материнский капитал. В этом году первые омичи смогут таким образом справить новоселье.
Ирина Касьянова: Омские колонии постоянно в нашем поле зрения. В прошлом году мы побывали там 67 раз, в том числе и совместно с общественными наблюдателями. Фото: Светлана Сибина/ РГ
Весной на волне санкций началась паника из-за вероятного дефицита иностранных лекарств. Вы это ощутили?
Ирина Касьянова: Недавно в связи с нехваткой препаратов нам позвонил руководитель общественной организации, объединяющей граждан с первичным иммунодефицитом. Оказалось, что причина была не в отсутствии лекарств, а в отсутствии поставщиков. С коллегами из СФО мы подключили главного омбудсмена страны, и вопрос решился. Больные обеспечены необходимыми препаратами до конца года.
Есть ли жалобы родителей на учреждения образования?
Ирина Касьянова: В прошлом году было 67 таких обращений. Если раньше омичи жаловались на отсутствие мест в детских садах, то теперь - на отсутствие дошкольных учреждений по месту жительства. Беспокоят родителей и бесконечные поборы - например, в одном из детских садов, где на ремонт были выделены государственные деньги, это не помешало заведующей требовать их с родителей на разные нужды. При этом она не утруждала себя отчетностью, как потрачены средства, хотя была обязана это делать.
Испытывают проблемы и муниципальные школы-интернаты. В одном из учреждений, предназначенном для детей-инвалидов, мы ужаснулись царящей разрухе. Чтобы навести порядок, пришлось подключить Роспотребнадзор, а руководителя района наказать.
Сталкиваемся мы и с вопиющим непрофессионализмом педагогов. В одном из детских садов два малыша заинтересовались физиологическими особенностями друг друга. Но воспитали и родители одного из детей вместо того, чтобы сгладить ситуацию, раздули конфликт, придали ситуацию огласке, в том числе в соцсетях. Начали травить и выживать малыша, пришлось вмешаться. Теперь страсти улеглись, но мы держим ситуацию на контроле.
Сейчас у родителей солдат, выполняющих воинский долг, немало поводов для волнения.
Ирина Касьянова: К нам с просьбой разыскать сыновей - участников специальной военной операции обратились две матери. Одного нам удалось найти, поиски второго продолжаются.
В соцсетях распространяли информацию о пытках заключенных, якобы имевших место в одной из омских колоний. Правда ли это?
Ирина Касьянова: Мы на эту новость отреагировали сразу. Обследовали все помещения колонии строгого режима. Встречались с родственниками, освободившимся заключенными, подключили следком. Факты побоев, насилия или пыток не подтвердились.
Стоит сказать, что омские колонии постоянно находятся в нашем поле зрения. В прошлом году мы побывали там 67 раз, в том числе и совместно с общественными наблюдателями. На наш взгляд, ФСИН России прилагает все усилия, чтобы повысить качество содержания и питания заключенных, оказания им медицинской помощи. Флюорографам, которыми оснащена МСЧ-55, может позавидовать любая городская клиника. За последние годы заболеваемость туберкулезом среди заключенных снизилась в десять раз. Каждая колония имеет производственные цеха, подсобное хозяйство и по сути сама себя кормит. А осенью традиционно открывает двери для родственников. Они лично могут увидеть, как живут их близкие. И в случае претензий обратиться к нам.
Контакт
Приемная уполномоченного Омской области по правам человека: тел. (3812) 21-31-77.