Во-первых, благодаря углубленной интеграции разрабатываемой Единой централизованной цифровой платформы с другими государственными сервисами и реестрами упростится процесс назначения пенсий и пособий, получит дальнейшее развитие проактивный принцип выплаты мер социальной поддержки. Граждане смогут быстрее получить причитающиеся выплаты и дистанционно проверить состояние своего социального счета, убедиться, что все предусмотренные законодательством меры поддержки - выполняются. Во-вторых, можно ожидать сокращения административных расходов. Вместо двух отдельных бюджетов - будет формироваться один, сократится количество административных работников, повысится эффективность работы объединенной клиентской службы. В-третьих, планируется выровнять базу для уплаты страховых взносов и ввести единый тариф страховых взносов. Сейчас работодатель формирует два разных расчета для ПФР и для ФСС, сдает два вида отчетности - после объединения в Социальный фонд нагрузка на работодателей должна снизиться. В-четвертых, благодаря введению единой взносооблагаемой базы и единого круга застрахованных, будут увеличены страховые выплаты для тех, кто получает заработную плату выше средней. При введении единого тарифа увеличатся выплаты по больничным с нынешних максимальных 78 тыс. рублей в месяц до 143,5 тыс. рублей. Этот диапазон охватывает большинство научных работников, ИТР, специалистов креативных индустрий - всех тех секторов, где сегодня особенно остро стоит вопрос удержания и мотивации персонала. Если в государственных организациях - вузах, НИИ - у работодателей не было возможности выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в большем, нежели установлено законом размере, то коммерческий сектор часто проводил эту "докомпенсацию". Таким образом, социально ответственные работодатели в результате внедрения единого тарифа получат дополнительную экономию. В-пятых, впервые социальные гарантии в связи с временной нетрудоспособностью получают занятые по гражданско-правовым договорам граждане. Это решение - дань сложившейся модели экономики, когда организация рабочего процесса становится все более сложной. Многие организации предпочитают заказывать экспертизу и отдельные услуги частным исполнителям, не нанимая в штат работника. Сейчас уже таких работников - свыше 4 млн. С другой стороны, новый Социальный фонд продолжит работу в условиях сохранения основных макроэкономических и демографических вызовов, с которыми сталкивается вся система социального страхования. Выравнивание базы для страховых взносов может привести к кратковременному эффекту роста доходов Социального фонда, однако зависимость бюджета нового фонда от трансфертов сохранится. Сложившаяся бюджетно-страховая модель финансирования требует деликатного управления - любые решения о повышении пенсий и пособий должны быть рассчитаны на длительную перспективу, соответствующие средства должны быть заложены в бюджеты и защищены. При формировании нормативной базы Социального фонда необходимо реализовать механизм долгосрочного актуарного оценивания, позволяющий получать объективную информацию о финансовом положении и долгосрочной устойчивости системы социального страхования. Несмотря на то, что объединение фондов носит сугубо технический характер и направлено на упрощение взаимодействия государства, граждан и бизнеса, а не на принципы формирования страховых платежей, еще одной "болевой" точкой Социального фонда станет замороженная с 2014 года система обязательных пенсионных накоплений. К сожалению, надежды на эффективность финансового рынка не оправдались, и концепция формирования обязательной подушки сбережений на старость должна быть пересмотрена. В качестве возможной развилки можно предусмотреть передачу пенсионных накоплений гражданам для самостоятельного инвестирования или текущего потребления, либо трансформации в баллы и учета в будущем размере страховой пенсии. Неопределенность в отношении будущего накопительной компоненты должна рано или поздно закончиться. И любые изменения, которые так или иначе связаны со словом "пенсионный", неизбежно будут актуализировать этот вопрос. Текущая система пенсионного и социального страхования на базе ПФР и ФСС выполняет свою основную общественно-социальную функцию - обеспечивает нетрудоспособных граждан доходом и позволяет преодолеть трудные жизненные ситуации. Трансформация этих институтов в новый фонд будет преимущественно бумажной, будет изменена организационно-распорядительная документация и штатное расписание. В части пенсий, пособий и мер социальной поддержки - сохранится сложившийся порядок работы, который будет реализовывать новая государственная структура - Социальный фонд России. Автор - ведущий эксперт Института социальной политики.