Трудоголик платит дважды: каждый второй москвич где-то подрабатывает

Почти половина москвичей прибегают к подработкам, чтобы повысить доход. Заслуженный профессор МГУ имени Ломоносова, доктор экономических наук Риорита Колосова рассказала «Вечерке», какие нюансы нужно учитывать, если вы не готовы ограничиваться одним местом работы и одной зарплатой.

Трудоголик платит дважды: каждый второй москвич где-то подрабатывает
© Вечерняя Москва

Исследование, проведенное крупным сервисом по поиску работы, показало: москвичи, желающие повысить доход, чаще всего прибегают к подработкам (48 процентов опрошенных). По словам заведующей кафедрой экономики труда и персонала в МГУ им. Ломоносова Риориты Колосовой, это явление не новое, оно существует с тех пор, как зародился рынок труда.

Зона риска

Многие из тех, кто подрабатывает, нарушают законодательство, так как не платят налоги, так же, как и работодатель, отмечает Колосова.

— И если во время работы вы, например, ломаете ногу, начальство ничем не может вам помочь и не обязано.

Таким образом, это зона риска. В случае же, если трудовые отношения оформлены, заключен договор — это уже не подработка, а вторичная занятость.

На двух стульях

По мнению доктора экономических наук, наличие дополнительной занятости не может не сказаться на качестве работы человека на его основном месте. Силы и время трудно распределить равномерно.

— В итоге часто на одной работе специалист выкладывается по полной, а на другой — выполняет свои задачи кое-как, — говорит Риорита Колосова.

Здоровье дороже

Подработка, как и работа сверх нормы на основном месте, конечно, пополнит бюджет, но есть и нюансы.

— Начинаются сложности по линии «работа — досуг», — рассказывает Риорита Пантелеймоновна. — Семья трудоголика бунтует, так как почти не видит его. И важный фактор — здоровье, главный человеческий капитал. Есть риск подорвать его, если занятость такая плотная, что восстанавливаться некогда.

Время не в долг

Собеседница «Вечерки» считает, что есть случаи, когда сочетать основную работу с дополнительной можно гармонично.

— Нужно оценить характер и объем обязанностей, — советует Колосова. — Если человек — профессионал, он понимает, сколько займет выполнение задач. И что ему в долг времени никто не даст.

Риорита Колосова вспоминает: было время, когда преподаватели вузов вынуждены были подрабатывать, например, водителями, так как вариантов других не было. Сейчас же есть возможность совмещать преподавание в нескольких учебных заведениях.

Санкции не страшны

— В нынешних условиях еще один фактор — влияние санкций на наш рынок, — замечает эксперт. — Те, кто имел две работы, — в счастливом положении. Если одна ликвидировалась, осталась вторая. Что касается долгосрочного влияния санкций, не возьмусь предсказывать, но я смотрю на это оптимистично.

Да, многим надо доучиваться, переучиваться. Но, безусловно, есть и вакансии, и пространство для работы, развития, движения.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Кравченко, психолог-консультант:

— Если человек работает больше восьми часов, возникает переутомляемость, происходят психические срывы, и самое страшное — обостряются болезни, к которым предрасположен его организм. Вывод: заработанные деньги будут тратиться на здоровье. Также минус, что человек меньше времени проводит с семьей. Первые признаки возникающих проблем: человек начинает спотыкаться, теряется внимательность. Значит, надо остановиться и отказаться от подработки или сократить ее объемы.